Падение книжного рынка

Масштабы, причины, прогнозы.

Вольное экономическое общество очень трепетно относится к книгам. Мы скрупулезно собираем библиотеку, пополняя ее и старинными изданиями, и лучшими новыми работами, выпускаем «Труды вольного экономического общества» – сборники научных статей и докладов, которые были сделаны специально для различных встреч ВЭО. Состояние книжного рынка и экономики книги очень важно для нас, ведь будущее экономики – это экономика знаний, а знания из Википедии не получают, для этого нужны книги. А они, к сожалению, переживают сейчас не лучшие времена.

Объем рынка – на уровне 90-ых

Развитие книготорговли в России ограничили высокие арендные ставки и низкий уровень доступности книг в регионах. По объему рынок вовсе вернулся в 1990-е: выпуск книг и брошюр российскими издательствами упал до 446 миллионов экземпляров. Сюда относится тираж всех непериодических изданий. В то же время ассортимент в книжных магазинах, наоборот, возвращается к уровням 2012 года – 117 тысяч наименований, следует из данных Российской книжной палаты.

На падающем восемь лет подряд рынке издатели не находят иного пути, кроме как повышать цены для сохранения рентабельности, что создает стагфляцию в отрасли (когда производство не растет или падает, а инфляция сохраняется). Кроме того, основными центрами книгораспространения все еще остаются Москва и Санкт-Петербург, на долю которых приходится 85 процентов совокупного тиража, поэтому для других регионов наиболее выгодным источником покупки книг остаются онлайн-магазины, отправляющие книги в глубинку. Это логично, так как, по подсчетам участников рынка, на 65 тысяч россиян приходится всего одна торговая точка, в то время как в Евросоюзе один магазин обеспечивает 20 тысяч человек.

Высокие расходы и низкая доступность

Причина кроется в неблагоприятном финансовом состоянии отрасли из-за высокой арендной платы и в низком уровне доступности книг. Масла в огонь подливает слабая заинтересованность населения в чтении: менее половины взрослых граждан, по данным TNS, регулярно читают книги, уделяя этому в сутки около десяти минут. А те, кто хочет успевать «проглатывать» бестселлеры, в большинстве случаев скачивают электронные версии нелегально. Честных – один из 20 потребителей, говорят исследования «РосИндекса».

Возрождение книги

Книга как элемент культуры исчезла из жизни страны, но сейчас постепенно возвращается, констатирует президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова. В нынешней ситуации труднее всего приходится малым и независимым магазинам. Причины те же – высокая арендная плата и недостаточная оборачиваемость товара, солидарны участники рынка. «Сейчас для книжных магазинов установлена та же арендная ставка, что и для ресторанов и бутиков дорогой одежды», – замечает гендиректор сети «Читай-город – Новый книжный – Буквоед» Михаил Иванцов. Как сохранять доступность книг в этих условиях, непонятно. Например, книгу искусствоведа Дмитрия Лихачева можно взять в библиотеке, а можно приобрести в книжном магазине. Товар один и тот же, но почему-то ставки в этих точках исчисляют по-разному.

Попытки исправления

Поправить ситуацию пыталось Минкультуры, по инициативе которого в Госдуму в июне 2015 года был внесен законопроект о льготных арендных ставках для книготорговцев, чьи точки расположены в помещениях государственных и муниципальных организаций культуры. Таковых к моменту внесения законопроекта насчитывалось более 80 тысяч (сюда включали торговлю газетами, журналами и электронными версиями печатной продукции). В июне прошлого года документ приняли в первом чтении, но пока дальше дело не пошло. «Магазины книжных сетей открываются прежде всего в зоне street-retail – на центральных городских улицах, в крупных торговых центрах, то есть в объектах коммерческой недвижимости. Здесь изменений, к сожалению, пока не предполагается, – напоминает Иванцов. – А что удастся сделать на государственных площадях – большой вопрос. Любой ретейл – это трафик. Это место, место и еще раз место».

Попытки защитить книготорговцев

На защиту книготорговцев в городах федерального назначения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – также вставало минэкономразвития, предложившее в марте прошлого года освободить от торгового сбора киоски печати и книжные магазины, если за год более 60 процентов их доходов получены за счет продажи печатной продукции. За счет этого книжный магазин, например, в центре Москвы будет платить на несколько десятков тысяч рублей меньше, что улучшит его экономику. В Москве это предложение претворилось в жизнь с 1 января этого года.

Киоски печати тоже просят особых условий. Категории печатной продукции (книги, журналы, газеты, канцелярия и прочее) здесь представлены в разных пропорциях, это зависит от площади торговой точки и спроса населения, но книги стабильно занимают 10-20 процентов (в основном категории бестселлеров), говорит председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. За последние пять лет расклад не изменился, несмотря на падение спроса на печатную продукцию по стране. Воронеж на региональном уровне вообще ввел нулевую арендную ставку для киосков печати, поэтому здесь этот сегмент развивается очень хорошо. В Липецке ставка – 12 рублей за квадратный метр земли в месяц, а в Москве – около двух тысяч рублей.

Региональный опыт

Будущее отрасли – это мультимедийные павильоны, где также будет много книг. Воронеж и Липецк уже опробовали новый формат. Площадь таких торговых точек – до 40 квадратных метров (обычный киоск – 6-9 «квадратов»). Продажи книг в них сразу же выросли в три раза, говорит Оськин. Там можно полистать печатную продукцию (общее число представленных наименований достигает тысячи единиц), выпить кофе – эта услуга есть в павильоне липецкой Роспечати. Павильоны прессы появились в Калининграде, Чувашии и Брянске, но они не столь крупные. Первые павильоны с отоплением поставили в Якутии на автобусных остановках.

Косвенно это также повышает интерес россиян к чтению, но пока рано говорить, смогут ли мультимедийные павильоны исправить печальную статистику: пять лет назад в стране было около 42 тысяч киосков, в конце 2016-го – 27 тысяч. Опять же, главный принцип торговли в мелкой рознице – место. Если переставить киоск на пять метров вглубь от дороги, то люди туда не будут заходить и оборот точки упадет.

Процент читающих

«Процент постоянно читающего населения в России довольно низкий, я бы даже сказала, что не каждый второй вовлечен в этот процесс», – оценивает Надежда Михайлова. Опросы почти солидарны с экспертом: по данным фонда «Общественное мнение», 21 процент опрошенных в июле 2015 года россиян никогда или почти никогда не читают книги, еще два процента затруднились ответить, а каждый десятый обращается к печатному слову реже одного раза в месяц.

По данным исследования PISA, которая изучила уровень читательской грамотности 15-летних школьников в разных странах (способность понимать и использовать текст, размышлять о нем), Россия занимает 42-е место из 65 (2012 год). При этом РФ отнесли к категории стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это означает, что российским детям труднее понимать задачи по математике и физике, другим предметам, где присутствуют элементы чтения. Среди возможных мер по изменению ситуации – развитие мотивации к чтению в системе образования, но если в школах требуют «зазубривать» прочитанное, то здесь мало что можно изменить госуказами: бремя ложится на плечи преподавателей.

Литература в кризис

Кризис особенно способствует более частому обращению к литературе среди взрослых. Люди начинают искать выход, «ломать голову», задумываться, а делать это без чтения невозможно, констатирует Иванцов. Как ни парадоксально, несмотря на низкую читательскую грамотность школьников, прекрасно чувствует себя детская литература: она продолжает расти по   и среднему тиражу. Продажи художественной литературы стабильно высоки. Пошла в рост бизнес-литература, которой экономическая ситуация даже помогла: люди стали «включать мозги» и осознавать необходимость получения новых знаний, а книга остается источником повышенного доверия, заключает эксперт.

Выпуск книг и брошюр в РФ по годам

Источник: Российская книжная палата

Автор: Александра Воздвиженская

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь