Россия и АСЕАН: перспективы

АСЕАН сегодня

Последнее десятилетие характеризуется усилением процессов региональной экономической интеграции, призванной минимизировать риски как глобализации, так и деглобализации, предложенной президентом США Д. Трампом. Одним из наиболее ярких примеров является, в частности, Юго-Восточная Азия, которая в рамках такой организации, как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сумела превратиться в зону геополитического и экономического интереса многих стран мира, включая Российскую Федерацию. Для России страны АСЕАН ‑ выгодный экономический и геостратегический партнёр, а также важный рынок сбыта отечественных товаров и услуг. Сейчас регион Юго-Восточной Азии является одним из самых динамично-развивающихся в мире, а происходящие здесь политические, экономические и интеграционные процессы привлекают особый интерес политологов и экономистов. Проблемы и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества России и стран-участниц АСЕАН представляют собой актуальный и интересный объект для исследования и выработки практических рекомендаций.

В настоящее время (март 2019 года) в ассоциацию входят все страны Юго-Восточной Азии за исключением Восточного Тимора: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (бывшая Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины. Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. АСЕАН является одним из самых успешных интеграционных проектов в мире. Его деятельность строится на ряде принципов, которые могут оказаться в перспективе крайне полезными для России с точки зрения их применимости к развитию Евроазиатского экономического сообщества (ЕАЭС).

Экономика стран АСЕАН

Население стран-членов АСЕАН в настоящее время составляет около 650 млн человек. Ежегодные темпы прироста населения превышают 1%. Численность рабочей силы постепенно приближается к 280 млн человек (около 45% общей численности населения), безработица чуть более 4%. Совокупный ВВП АСЕАН в долларовом выражении по итогам 2018 года может приблизился к $3 триллионам. Это около 3,5% мировой экономики, а с учётом паритета покупательной способности (ППС) ещё выше – 6,5%. Номинальный ВВП на душу населения в настоящее время достиг $4,5 тыс и примерно $13 тыс по ППС.

Темпы роста внутреннего рынка потребления в самих странах ЮВА ‑ одни из самых высоких в мире. Рост доходов населения способствует ускоренному формированию среднего класса, и если в 2014 году компания McKinsey называла цифру в 67 млн домохозяйств (с доходом выше $7,5 тыс в год), то уже к 2025 году это число удвоится. Бурное развитие промышленности в большинстве стран ассоциации и сферы услуг в наиболее благополучных из них подтверждает рост потребности в улучшении транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Темпы роста экономики стран-членов АСЕАН превысили 5% в реальном выражении в 2018 году и, скорее всего, сохранятся на прежнем уровне по итогам 2019 года (как по рыночным курсам, так и по ППС). Экономика АСЕАН оказалась устойчива к мировому кризису десятилетней давности (в отличие от кризиса 1998 года) – в 2009 году темпы роста ВВП сократились до 2% и, практически всего за год, уже в 2010 году экономика вернулась на прежнюю траекторию роста. В отдельных странах (Сингапур, Таиланд, Малайзия) была зафиксирована рецессия в пределах 0,6-1,5%, но при этом последующий рост экономики составил от 7% до 15% за год.

Средний уровень инфляции в АСЕАН на протяжении последних трёх лет находится в узком диапазоне 2-3% в год, главным образом за счёт низкой (менее 1%) инфляции в Сингапуре и Таиланде, в которых в 2015-2016 годах даже наблюдалась дефляция. На протяжении предыдущих трёх лет учётные процентные ставки в Ассоциации снижались, при этом краткосрочные ставки в реальном выражении (за вычетом инфляции) с 2014 года остаются положительными на уровне 1-2%. Долгосрочные банковские процентные ставки в начале 2019 года превышают 5% годовых.

Суммарный экспорт стран-членов АСЕАН, по данным международной статистики, в 2017 году достиг $1,32 трлн или 7,5% объёма мировой торговли. По итогам 2018 года, по нашим оценкам, экспорт может составить $1,5 млрд. Ключевыми торговыми партнёрами АСЕАН выступали Китай, США и Япония. Экспорт товаров в Россию в 2018 году превысил $8 млрд или 0,6% всего экспорта АСЕАН во все страны (24 место). В реальном выражении рост экспорта товаров и услуг (в счёте ВВП) в 2017-2018 годах рост на 6-8% ежегодно (в предыдущие три года экспорт рос в среднем на 3% в год).

Примерно такими же темпами рос импорт стран-членов АСЕАН по итогам 2017 года, который достиг $1,27 трлн или 7,1% объёма мировой торговли. По итогам 2018 года, согласно нашим оценкам, импорт может составить $1,4 млрд. Ключевым партнёром по импорту является Китай, за которым с большим отрывом друг за другом следуют Япония, Корея, США. Импорт российских товаров вырос до $14 млрд, что соответствует 1,0% импорта из всех стран (19 место). В реальном выражении рост импорт товаров и услуг (в счёте ВВП) в последние два года растет темпами 8-9% в год (в предыдущие три года экспорт рос в среднем 4% в год).

Россия и АСЕАН

Дорожная карта делового сотрудничества России и стран АСЕАН, утверждённая по результатам соответствующего сочинского саммита в 2016 году, насчитывает около 60 совместных проектов. В 2019 году ожидается подписание с АСЕАН меморандума о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа над которым уже завершена. Россия присоединится к планам АСЕАН по созданию сети «умных» городов. В России лидером по внедрению цифровых технологий в городскую среду является Москва, которая уже давно активно сотрудничает с Сингапуром на двусторонней основе.

Внешнеторговый оборот России со странами-членами АСЕАН за 2018 год приблизился к $20 млрд (2,8% внешнеторгового товарооборота со всеми странами), увеличившись за год на 12%. Локомотивом роста товарооборота стал экспорт, который за год вырос на 38%, в то время как импорт – снизился на 4%. Из-за снижения импорта в 2018 году доля АСЕАН во внешнеторговых операциях России незначительно сократилась. Отрицательное сальдо торгового баланса в 2018 году сократилось по сравнению с рекордным уровнем предыдущего года ($1,2 и $4,2 млрд, соответственно).

Максимального значения (почти $12 млрд) российский экспорт в страны АСЕАН достиг в 2014 году, но уже на следующий год сократился более чем в два раза. В структуре экспорта в 2014 году основную долю занимали минеральные продукты (почти 85%), поэтому при падении нефтяных цен, естественно, произошло резкое сокращение стоимостных объёмов экспорта. В 2018 году доля минеральных продуктов сократилась до 49%, на продовольствие приходилось 13% (рост на 3 п.п. по сравнению с предыдущим годом), на химию – 7% (снижение почти на 1 п.п.), на продукцию машиностроения – 6% (снижение почти на 3 п.п.) и на металлы – 11% (рост на 3 п.п.). Основная часть российского экспорта направлялась в Сингапур (30% от всего экспорта в АСЕАН по итогам 2018 года), а также во Вьетнам (27%).

Импорт товаров из стран-членов АСЕАН по итогам 2018 года составил $10,4 млрд или 4,4% всего импорта в Россию. В структуре импорта преобладали товары машиностроения, их доля последние три года остается выше 53%. В прошлом году на продовольствие пришлось около 18% всего импорта из АСЕАН. Примерно по 10-12% устойчиво занимают продукция химической и текстильной промышленности. Основная часть импорта (35% по итогам 2018 года) поступила из Вьетнама и по 16-18% из Индонезии, Таиланда и Малайзии.

Основными направлениями российского экономического присутствия в ЮВА являются три передовых и уже традиционных для России направления — нефтегазовая отрасль, ядерная энергетика и военно-техническое сотрудничество (ВТС). В настоящее время основными покупателями российской нефти и газа в регионе являются Сингапур и Малайзия. Ряд проектов реализуется и с Индонезией, однако лидирующий партнер России в регионе в этой области — тот же Вьетнам с несколькими проектами как на своей территории, так и в самой России. В области атомной энергетики сотрудничество с Вьетнамом также оказывается наиболее успешным (строительство АЭС «Ниньтхуан-1).

Одними из самых ходовых российских товаров на рынке стран ЮВА всегда были именно вооружение и военная техника. Исторически крупнейшим покупателем был Вьетнам, таковым он и остается. Среди крупных покупок — истребители, фрегаты, противокорабельные ракеты, системы ПВО и подводные лодки «Варшавянка», последняя из которых была доставлена во Вьетнам в конце 2016 года. Кроме того, вьетнамские верфи по лицензии производят корветы «Тарантул». Индонезия также закупает российскую военную технику — боевые машины пехоты, вертолеты и истребители. На авиатехнику есть заказы в Малайзии. В 2019 году Россия окажет содействие в техническом обслуживании российских самолетов, которые ранее были приняты на вооружение ВВС Малайзии. В настоящее время ВВС Малайзии насчитывают 28 истребителей российского производства: 18 единиц Су-30 и 10 МиГ-29.

Выступая на саммите Россия – АСЕАН 14 ноября 2018 года в Сингапуре, Президент РФ В.В. Путин пригласил представителей государств-членов ассоциации на Петербургский и Восточный экономические форумы в 2019 году. В свою очередь российские делегации продолжат принимать участие в работе делового и инвестиционного форумов АСЕАН. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссии, одна из целей которого — создание зоны свободной торговли в рамках ЕАЭС не только с Вьетнамом, но и другими странами региона. Реализация документов, подписанных на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в 2016 году, позволит вывести сотрудничество России и АСЕАН на уровень стратегического партнерства. За последние годы был значительно активизирован политический диалог между нашими странами по ключевым подходам к проблемам АТР и угрозам региональной стабильности, укреплению сотрудничества в борьбе с терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью. Кроме того, страны АСЕАН ежегодно посещают более 2 млн российских туристов. Существуют и тесные культурные связи.

Учитывая огромный экономический и политический потенциал АСЕАН, особенности текущего положения в мире и потребности поиска новых источников экономического роста, представляется целесообразным рассмотреть возможности  расширения внешнеэкономических связей России в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Сочинская декларация, подписанная в ходе третьего саммита Россия-АСЕАН, содержит перечень  инициатив в  различных сферах, однако реальное наполнение экономического сотрудничества всё ещё далеко от желаемого.

Потенциал сотрудничества

В силу объективных причин страны ЮВА (за исключением Вьетнама) никогда не были приоритетом российской внешней политики и в общем-то не являются таковым сегодня. Развитие отношений со странами АСЕАН осложняется слабой политической и экономической базой двусторонних отношений. На первом плане внешнеэкономической деятельности для России всегда были Китай и другие страны Северо-Восточной Азии. В силу географической удаленности и отсутствия общей истории российское бизнес-сообщество слабо информировано о возможностях выхода на рынки стран ЮВА. Сайты торговых представительств России в странах АСЕАН мало информативны. В таких условиях не может развиваться эффективная экспертиза потенциальных совместных проектов.

Одним из важных практических направлений могло бы стать увеличение активности России в существующих институтах многосторонней дипломатии — так, то же участие Президента РФ В.В. Путина в Восточноазиатском саммите в Сингапуре в ноябре 2018 года было значительным шагом на этом пути. Кроме того, Россия может сделать активным и свой нейтрализм, призвав США к ратификации Конвенции ООН по морскому праву и объявив, что политические разногласия конкретных государств не должны влиять на свободу экономической деятельности в регионе и не должны ставить под угрозу безопасность торговых путей. Тем не менее во многих сферах существует и реальная потребность, и заинтересованность во взаимном сотрудничестве.

Энергетика

По прогнозам Международного энергетического агентства, на протяжении следующих 20 лет спрос на нефть, газ и уголь в странах ЮВА продолжит расти. Общий спрос на электроэнергию к 2040 году вырастет на 80% (или на 1 млрд тонн нефтяного эквивалента).

Для России участие в региональной энергетической системе имеет большой потенциал. Растущая потребность в газе и сети регазификационных терминалов создает рынок как малотоннажных судов-газовозов для региональных поставок, так и собственно поставок СПГ с Ямала, что могло бы заинтересовать «Газпром» и Новатэк. Необходимость в электрификации, в том числе локальной (более 120 млн человек в странах АСЕАН до сих пор не имеют доступа к электричеству), — потенциальный рынок для электросетевых компаний, энергетических компаний и поставщиков оборудования. Запуск Россией первой плавучей АЭС может послужить основанием для рассмотрения подобных проектов и в интересах стран ЮВА.

«Зелёная» экономика

Из-за последствий глобального изменения климата и загрязнения окружающей среды, природных и техногенных катастроф страны АСЕАН особое внимание уделяют всевозможным «чистым» энергосберегающим технологиям, позволяющим уменьшать нагрузку на окружающую среду. Для островных государств-членов АСЕАН обеспечение беспрепятственного доступа к чистой и питьевой воде остаётся важнейшей проблемой. В этой связи могут быть востребованы российские опреснительные установки на сжиженном природном газе и плавучие АЭС (процесс опреснения океанской воды требует больших затрат электроэнергии).

Транспортная инфраструктура

Недостаток транспортной инфраструктуры — историческая проблема стран АСЕАН в силу особенностей их географического расположения и климата. По некоторым расчетам, между 2014 и 2030 годом членам АСЕАН понадобится инвестировать в инфраструктуру около $3,4 трлн. Российский опыт строительства глубоководных морских портов вполне может быть востребован странами АСЕАН. Учитывая наличие огромного количества островов, входящих в территорию стран ЮВА, большой интерес могли бы представить современные российские разработки тяжёлых (транспортных) и сверхлёгких (пассажирских) вертолётов, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Информационные технологии

Укрепление сектора ИТ-услуг и внедрение высоких информационных технологий лежит  в основе программы устойчивого развития стран АСЕАН. По оценкам McKinsey, существует пять ключевых технологий, которые могут к 2030 году дать странам ЮВА $625 млрд дополнительного дохода: это мобильный интернет (Mobile Internet), большие данные (Big Data), Интернет вещей (Internet of Things), автоматизация обработки информации (Data Processing Automation) и облачные технологии (Cloud Technologies). В числе наиболее перспективных областей применения ИТ — мобильные платежи, электронная коммерция, онлайн-игры и интернет-реклама. Среди стран Альянса особое место в сфере ИТ занимает Сингапур, являющийся одним из мировых лидеров создания и развития всевозможных «умных» технологий муниципального хозяйства, интегрируемых в системы управления городом (smart city). Это направление, безусловно, интересует и российских специалистов в области государственного и муниципального управления.

С другой стороны, российская «Лаборатория Касперского», располагая региональным офисом в ЮВА, вполне успешно работает в странах АСЕАН. Востребованными со стороны местных потребителей будут услуги российских компаний, специализирующихся на электронных платежах и информационной безопасности. Успешные российские стартапы типа Life Sreda в Сингапуре открывают большие возможности для присутствия российского венчурного капитала и финансовых технологий (fintech) в регионе. Создание региональной платформы электронной торговли российскими товарами и услугами по типу китайской Alibaba могло бы значительно ускорить процессы выхода российских производителей продукции с высокой добавочной стоимостью и сервисных услуг на рынок стран АСЕАН. По сути, сотрудничество между институтами развития России и странами Альянса находится на самом начальном этапе.

Таким образом, существует большое количество до сих пор неиспользованных возможностей для дальнейшего углубления сотрудничества России со странами АСЕАН. Для АСЕАН Россия может стать привлекательным экономическим партнером в самых различных сферах. Кроме того, ЕАЭС во главе с Россией остается одним из крупных мировых региональных платёжеспособных рынков товаров и услуг, в то время как рынки ЮВА открыты не только для экспорта минерального сырья и удобрений, но и для российских высокотехнологичных продуктов таких отраслей, как энергетика, судо-, вертолёто- и машиностроение, космос и т.д. В то же время интеграционный опыт АСЕАН вполне может быть востребован членами ЕАЭС для укрепления и развития регионального сотрудничества.

Авторы:

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ

Советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества, академик Международной академии менеджмента, доктор экономики и менеджмента, кандидат юридических наук

С.Г. ПУХОВ

Руководитель направления «Мировая экономика и нефть» АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка»; ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь