По оценкам экспертов ВШЭ, объем въездного туризма по итогам 2020 года не превысил 10% от уровня 2019 года, выездного – 30%, преимущественно за счет Турции, внутреннего – 60-70%.
Очевидно, что в 2021 году спрос не восстановится, и до 30-50% фирм, особенно в сегменте выездного туризма, могут уйти из бизнеса, полагают авторы Доклада о тенденциях развития туристической отрасли подготовили.
Наибольшие потери, по расчетам экспертов ВШЭ, понесли средние фирмы. У крупных компаний и микропредприятий дела шли лучше. Первые выживали за счет IT-технологий и сокращения расходов, вторые – за счет совмещения владения и управления и других видов деятельности.
Меры господдержки запаздывали, субсидирование зарплат началось уже после того, как часть компаний сократили штаты. Использованию этого инструмента мешало несовпадение ОКВЭД. Кэшбэк – возвращение части средств, уплаченных за путешествие, – оказался эффективной мерой. Он привлек около 300 000 туристов. Но ей было трудно воспользоваться малым и микрофирмам, поскольку требовалось за очень короткий срок провести большую работу с участием IT-специалистов и бухгалтеров.
Другие меры, включая отсрочку уплаты налогов или страховых взносов, оказались менее действенными. По мнению участников рынка, «налоговые каникулы» могли быть более востребованными при продлении их действия. Они отметили, что постановление правительства об их продлении запоздало, его опубликовали 7 ноября 2020 года, когда участники рынка уже выплатили налоги.