Переосмысление креативных индустрий

Творцы экономики

Все больше стран принимают национальные стратегии развития креативных индустрий. Россия — не исключение. В ООН считают, что без этих индустрий невозможно решить такие глобальные проблемы, как бедность и голод, неравенство, климатические изменения, переход к ответственному потреблению и производству. При этом измерять креативную экономику непросто из-за того, что нет ее единого определения и понимания того, что считать творческим продуктом. 

До конца года Госдума планирует рассмотреть законопроект о регулировании креативных индустрий. Об этом на прошедшей в начале июля Российской креативной неделе заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. «Документ закрепит институциональные основы креативной отрасли: выделит этот сектор экономики, придаст ему структуру и понятийный аппарат, даст юридическую возможность формировать механизмы поддержки на федеральном и региональном уровне», — рассказал парламентарий. 

Принятие закона, как полагает Денис Кравченко, позволит креативным индустриям перейти на качественно новый уровень развития, создать новые рабочие места и внести свой вклад в рост ВВП страны. Президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова добавила, что законопроект усилит защиту авторов интеллектуальной собственности и увеличит приток инвестиций в креативную сферу. 

В 2021 году правительство утвердило Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года. Документ предполагает, что системная государственная поддержка позволит увеличить долю креативного сектора в экономике с 2,2 до 6% к 2030 году, а долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%. Глава кабмина Михаил Мишустин тогда отмечал, что в России есть все возможности для эффективного продвижения в сфере творческих индустрий, и задача правительства — создать условия, которые «помогут людям использовать такие ресурсы для увеличения доли креативного предпринимательства во всех секторах экономики».

Однако для того, чтобы создать условия нужно определить, что именно относится к креативным индустриям. В докладе ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) Creative Economy Outlook 2022 подчеркивается, что отсутствие согласованных определений и методологий, а также нехватка данных являются одними из ключевых проблем при измерении креативной экономики. Количественную оценку творческих услуг затрудняют отсутствие статистических систем, адекватных институциональных механизмов, финансовых ресурсов, ИТ-инфраструктуры и подготовленных экспертов. Особенно это касается развивающихся стран.

Научный подход

На проблему измерений обращают внимание и российские экономисты. Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте более 10 лет назад предложил теорию нового индустриального общества второго поколения НИО.2, в котором роль творческого труда возрастает, напомнил на прошедшем в апреле семинаре «Генезис ноономики: Знания. Ментальные объекты. Креативность» президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов. По его словам, в современной экономической литературе творчество как феномен рыночной экономики рассматривается преимущественно через призму креативного бизнеса, креативных индустрий, в центре которых оказываются сферы, статистически относимые к таковым в международной статистике. «Проблема — как измерять. Посчитать можно сферы шоу-бизнеса, моды, игр, дизайна, производства программного обеспечения и так далее. Но этого недостаточно. Наиболее массовыми сферами, в которых труд может носить и отчасти носит творческий характер, является не только искусство  в рыночном сегменте, но и наука, образование и производство в той мере, в какой оно становится знаниеемким в рамках перехода к НИО.2», — отметил Сергей Бодрунов.

В принятой российским правительством концепции под креативными понимаются те сферы, значимая доля добавленной стоимости в которых формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. Это, в частности, кинематография, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама. Схожим определением оперируют и в ЮНКТАД: организация рассматривает креативные индустрии как циклы создания, производства и распространения товаров и услуг, которые используют креативность и интеллектуальный капитал в качестве основных ресурсов.

Совокупность этих товаров и услуг в креативной экономике принято называть ментальными объектами. «Что же такое ментальный объект? Я определяю его следующим образом: это что-то, чье содержание остается таким же независимо от материальной формы. Это может быть компьютерное приложение, текст, музыка, видео», — пояснил на семинаре ИНИР профессор Университета Манитобы (Канада) Алан Фриман. В последнее время в креативной экономике все большую долю занимают ментальные объекты, связанные с ИТ. «Именно на основе ПО развиваются и другие сферы, например, такие как мобильные телефоны и т.п. То есть все, что связано с компьютерными технологиями, фактически основывается на ПО», — отметил профессор Фриман.  

Не только художники

Вклад креативной экономики в ВВП России составлял примерно 2,7% в 2020 году (по оценкам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ). Для сравнения в США этот показатель — 4,2%, в Германии — 3,1%, в Великобритании — 5,5%. 

В июле этого года правительство расширило перечень профессий и должностей творческих работников. Теперь в нем значится 236 позиций. Однако посчитать креативную занятость не так просто, обращают внимание экономисты, так как она складывается из двух составляющих. Первая – это те, кто работает в творческих сферах, но не все они заняты творческим трудом (например, водители на киностудии). Таких в России 2,7 млн человек (данные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на 2021 год). Вторая – это те, кто занят творческим трудом, но необязательно в креативной индустрии (например, дизайнеры в автоконцернах). Это еще 3,5 млн человек. 

Самые распространенные сегодня в России креативные профессии — это специалист по рекламе и маркетингу и разработчик программнИменно креативный класс, по мнению ученых, становится основной движущей силой экономики в новом индустриальном обществе. ого обеспечения. По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на январь 2023 года, на первых приходится почти четверть всей креативной занятости, на вторых — 19%. Численность креативного класса (под ним исследователи понимают всех занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью) в России сегодня составляет 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых. За пять лет этот показатель вырос практически на треть.

«Незамещаемый труд — это труд, который не может быть замещен машинами, станками, роботами. Я утверждаю, что такой вид труда сейчас растет по отношению к общему объему труда. Это, по сути, новый этап капитализма. Творческие трудовые ресурсы становятся основными, а машины мы должны задействовать только как вспомогательный механизм», — полагает Алан Фриман.

Такая тенденция становится очевидной для всего мира. Теперь на творческие индустрии возлагается ответственность за решение многих проблем. Так, ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. «Больше, чем когда-либо мы нуждаемся в креативном мышлении и инновациях, чтобы покончить с проблемами неравенства и уязвимости, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Креативные индустрии, будучи основой креативной экономики, могут помочь нам в этом», — подчеркнула руководитель отдела креативной экономики ЮНКТАД Мариса Хендерсон. Повестка ООН в области устойчивого развития до 2030 года состоит из 17 целей, среди которых ликвидация нищеты и голода, обеспечение равного доступа к чистой воде, недорогой энергии, достойной работе и др. По мнению Хендерсон, без креативных индустрий всех этих целей вряд ли удастся достичь.

Основу капитализма — прибыль — креативные товары и услуги также обеспечивают. По данным Creative Economy Outlook 2022, мировой экспорт креативных товаров увеличился с 419 миллионов долларов в 2010 году до 524 миллионов долларов в 2020 году. Развивающиеся страны экспортируют больше креативных товаров, чем развитые. По состоянию на 2020 год лидером был Китай с объемом экспорта 169 миллиардов долларов. 

Экспорт креативных услуг за тот же период вырос с 487 миллиардов долларов почти до 1,1 триллиона долларов. Здесь, наоборот, развитые страны экспортируют значительно больше, чем развивающиеся, на их долю приходится 82,3% всего экспорта креативных услуг. Первое место у США (206 миллиардов долларов в 2020 году).

При этом экономисты по-разному подходят к тому, что считать творческим продуктом, а что нет. На семинаре ИНИР профессор Университета Манитобы (Канада) Радика Десаи отметила, что воспроизводство и тиражирование нельзя считать креативным подходом. «Если вы, например, производите миллионами CD-диски, разве это творческий процесс?» — спросила она своего коллегу по университету профессора Алана Фримана. Он полагает, что воспроизводство становится творческим процессом, когда воспроизводитель имеет право интерпретировать. «Почему мы должны платить за объект, который был создан вручную, больше, чем за то, что было создано на станке? Потому что мы видим и чувствуем руку ремесленника, то есть появляется некая непосредственная связь с творцом», — пояснил профессор.

Создавать свое

Все больше стран, в том числе развивающихся, разрабатывает национальные стратегии по развитию креативных индустрий. А некоторых государства (в частности, Латвия, Португалия, Оман, Турция и др.) включили креативные индустрии в свои долгосрочные национальные стратегии развития или устойчивого развития. 

Для России в текущих геополитических условиях одна из основных задач — это наращивание креативного суверенитета. Как отметил на Российской креативной неделе начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, если мы не будем создавать и поддерживать свои медиа, кино, мультипликацию, книги, ПО, то «все это сделают за нас, но по своим правилам и с возможностью отключения в любой момент». Санкционное давление и очищение внутреннего рынка — это огромные возможности, подчеркнул Новиков, поэтому государство создает условия для развития креативных индустрий, а задача креативного бизнеса эти ниши занять и создать новые. «Эффективность креативной индустрии – это способность быть экономически успешными.  Но не только экономические показатели, но и социальный эффект — это то, что сегодня действительно важно», — отметил он. 

Одно из проявлений этого эффекта — создание возможностей для молодежи. В частности, в рамках федерального проекта «Придумано в России» создаются школы креативных индустрий. Это современные инновационные площадки, где ребята получают профессиональные знания и создают продукты, социально значимые для региона. Подростки одновременно знакомятся с основами мировой художественной культуры и применением VR-технологий, учатся разрабатывать дизайн. «За год мы запустили 35 школ креативных индустрий, в которых сегодня обучается 4000 человек. Еще 32 школы откроются до конца года в 27 регионах страны», — рассказала статс-секретарь – заместитель министра культуры РФ Надежда Преподобная на Форуме креативного бизнеса в рамках ПМЭФ-2023. 

Креативные индустрии интегрируют и в систему среднего профессионального образования. В прошлом году был принят закон, позволяющий колледжам открывать собственные предприятия. Министерство просвещения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» планирует создать ярмарку креативных студенческих идей, которые потом будут внедрены в производство. 

Правительство уделяет все больше внимания воспитанию творчески развитой, активной и амбициозной, образованной молодежи. Ведь именно от взращивания креативного класса будет зависеть и креативный суверенитет, и в целом развитие нового индустриального общества. 

Значение индекса креативной активности в российских городах

Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным СПАРК – Интерфакс и FIRA PRO

Москва 505
Санкт-Петербург 336
Кострома 327
Екатеринбург  260
Ярославль 243
Краснодар 220
Новосибирск 217
Смоленск  213
Ханты-Мансийск 212
Нижний Новгород 210
Якутск 210
Казань 204
Калининград 195
Белгород  188
Тула  186
Тобольск  182

 

Динамика численности креативного класса в России

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Численность креативного класса, млн чел.  Доля креативного класса в общей численности занятых, %
2017 2.5 3.5
2018 2.7 3.7
2019 3.1 4.3
2020 3.3 4.8
2021 3.4 4.8

 

Структура креативного класса в России, %

Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Специалисты по рекламе и маркетингу 24.4
Разработчики программного обеспечения 19
Краснодеревщики и рабочие родственных занятий 4.9
Дизайнеры товаров и одежды 4.4
Специалисты библиотек 3.5
Журналисты  2.8
Архитекторы  2.6
Фотографы  2.6
Музыканты, певцы, композиторы 2
Переводчики и другие лингвисты 2
Другие  31.8 

 

Структура экспорта креативных товаров в 2020 году, %

Источник: UNCTAD по данным UN COMTRADE Database

Развитые страны Развивающие страны
Дизайн  57 67
Новые медиа 14 13
Художественные промыслы (Ремесла) 4 11
Изобразительное искусство 10 4
Аудиовизуальный контент 4 2
Издательский бизнес  10 2
Исполнительские искусства  1 1

 

Глубинные вопросы креативной экономики

По материалам международного научный семинар Института нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте по теме «Генезис ноономики: Знания. Ментальные объекты. Креативность»

Алан Фриман
директор Исследовательской группы геополитической экономии Университета Манитобы, член Международного Комитета ВЭО России, член Международного Союза экономистов, экс-советник по развитию креативной экономики мэра Большого Лондона

​​Во-первых, что же такое наукоемкое производство, сервисная отрасль или сектор услуг? Сейчас 84% рабочих ресурсов находится как раз в сфере услуг, и в целом мы наблюдаем, что в ней появляется все больше и больше рабочих мест. Тут возникает проблема с терминологией, потому что в основном мы используем термины из материального производства, но сейчас капитализм, по сути, уже производит не материальные объекты, а нематериальные, неосязаемые, поэтому следует задаться вопросом, а что же они производят.

Во-вторых: достаточно ли хорошо определена концепция наукоемкой экономики? Если нет, можем ли мы использовать какую-то альтернативу? Можно ли каким-то образом количественно измерить ноономику, используя теоретическую основу для этого? Каким образом мы можем обеспечить надежную сравнительную статистику? Когда есть цифры можно изучать тенденции, есть возможность оценивать, что происходило в стране со временем. На эти вопросы я и попытаюсь ответить.

Итак, а что же такое производство? Очень простой вопрос. Но, я задам его иначе: что, допустим, делают компании, которые производят программное обеспечение (ПО)? Статистика, которая у меня есть, считаю она точная, свидетельствует, что самый большой сектор, подсектор в сфере услуг — это производство ПО. И, по сути, именно на основе ПО развиваются и другие сферы, например, такие как мобильные телефоны и т.п. То есть все, что связано с компьютерными технологиями фактически основывается на ПО. В 2022 году две из трех крупнейших компаний в мире — Apple и Microsoft — 10 лет назад не входили даже в пятерку. Так в чем же дело? В чем смысл продукции, которая используется ими? И каким образом мы определяем результаты их деятельности как знание?

Сергей Бодрунов,
президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, директор ИНИР имени С.Ю. Витте, член-корреспондент РАН

Мы подходим к необходимости взглянуть на проблему творчества шире. В самом деле, если творчество — это немашинизируемый труд, то он, по-видимому, должен обладать некими атрибутами, качественно отличающими его от машинизируемого труда. Какими именно? Не предвосхищая анализа понятия «ментальные объекты», к которым мы обратимся чуть ниже, я замечу: в работах философов, социологов, экономистов второй половины XX века, вышедших как в нашей стране, так и за рубежом, отмечается такая важнейшая, для нашего анализа особенно, черта творческого труда, как самомотивация. Мотивацией к труду в пространстве творчества является сам труд, где он как таковой становится потребностью. Более того, я бы добавил: в неэкономическом обществе, где материальной базой удовлетворения потребностей станет самодействующая производственная система и где труд как экономический феномен и элемент производства трансформируется в деятельность, а творческий труд — в творческую деятельность, самомотивация станет единственной мотивацией такой деятельности. Эта характеристика, я бы сказал, переворачивает, сбрасывает, если можно так сказать, с шахматной доски истории всю привычную аксиоматику современной экономической науки, во всяком случае ее неоклассической версии. Напомню, что, за редким исключением, мы специально оговариваем, например, в рамках поведенческой экономики труд вообще является обременением, а ценностью являются деньги. В рассматриваемом нами случае постепенного продвижения к умному производству, к творческой деятельности как доминирующим все меняется: труд все более творческий и постепенно теряющий экономический смысл, переходя в нетрудовую творческую деятельность, становится все более неэкономической потребностью творить, а утилитарное благо — средством развития человека, как человека творческого, человека культурного. Именно так осуществляется переход к новому постэкономическому способу удовлетворения потребностей, и именно из этого рождается новая постэкономическая реальность.

Вот так мы переходим в пространство генезиса ноономики, качественно нового мира, в котором на смену экономического приходит постэкономический способ бытия человека.

Андрей Колганов,
заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член Президиума ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов, д.э.н., профессор

Как влияет креативность на изменение экономических отношений, а затем и на проблему эволюции экономических общественных отношений в неэкономические?

Мы видим, что с развитием креативности у нас происходит изменение, эволюция отношений собственности, рынка, планирования, в конце концов меняется наша оценка того, какую роль играет в экономике финансовый капитал, и т.д. Креативность меняет социально-классовую структуру общества. Она уже не та, какая была в XIX веке, и даже не та, что была в середине XX века. Эта структура меняется, именно под воздействием изменений роли творческого труда. Меняется природа самого человека. Новые знания, новые технологии, новые возможности создают развилку, человек по-разному их может использовать: он может их использовать для развития своего потенциала, а может — для разного рода неконтролируемых, неосознаваемых и нерациональных процессов, которые могут подорвать сами основы человеческого существования. И мы тоже наблюдаем такие тенденции.

Ну, и наконец, можно сказать, что есть проблема столкновения творческих процессов, творческой эволюции человеческой деятельности с существующей оболочкой экономических отношений, которые придают им очень искаженную форму. Скажем, концепция человеческого капитала — это, на мой взгляд, неадекватное отражение возрастания роли творческой деятельности человека, потому что она сводит этот процесс только к зарабатыванию денег. 

Геннадий Лобастов,
профессор кафедры философии МАИ, д.ф.н.

Разговор про умное производство. Но о каком производстве идет речь? Если речь идет не об экономическом производстве, а о производстве самого человека, производстве человеческого ума, производстве человеческого знания, то как совместить эту задачу с буржуазными общественными отношениями, с капитализмом, где реально производится товар во всех видах, от всякой вещественной продукции до продукции умственной и, собственно говоря, человеческой. То есть сам человек в его индивидуальных способностях, во всем многоразличии способностей, и каждая способность формируется, создается, удерживается общественным сознательным или же бессознательным, не важно, в школе или вне школы, она создается как товар. Это тот мир, который Маркс обозначал как мир всеобщей проституции.

Поэтому находить основания того, как жить и что делать умом, и как этим умом обогащать эту самую действительность во всех ее производящих, творящих формах, не может быть решена без разрешения тех фундаментальных проблем, которые порождают в человеке его суть. Суть человека — в общественных отношениях. Каковы отношения, таковы и мы, и в той мере проституируем, в какой мере мы сами выносим себя на этот товарный рынок. Более того, мы науку превращаем в околонауку — без попытки найти истину, пытаемся продать что-то, откуда-то своровать. Воровство — это нормальный образ буржуазного существования. Эта способность формируется, в школе. Развитие, формирование, удерживание этой способности сохраняется до сих пор. 

Автор: Кира Камнева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь