Программы, планы и другие документы, стратегирующие технологическое развитие, действуют в десятках стран, независимо от уровня развития: от Бангладеш до США. Даже если страна готовится занять лишь периферийное положение в трансформирующейся мировой системе, она должна создать инфраструктуру, широкополосный доступ в интернет и так далее. А чтобы участвовать в новой экономике в качестве полноценного игрока, пусть даже второй лиги, необходима многоступенчатая программа, пронизывающая практически все сферы социально-экономической жизни государства. Мы подобрали аналитику по стратегиям некоторых дружественных стран и выделили сильные стороны, на которые обращают внимание международные мозговые центры.
Индия
Преимущество: раннее создание горизонтальной инновационной экосистемы
Правительство Индии предпринимает мощные усилия по преобразованию хозяйства страны в инновационную экономику. Более десяти лет назад, в 2013-м, был принят документ «Политика в области науки, технологий и инноваций (НТИ)». В числе ее основных задач: создание научно-технической инфраструктуры мирового уровня, обеспечение необходимых навыков у молодежи всех слоев, распространение научно-технических инноваций и увязывание вклада науки и инноваций с программой инклюзивного экономического роста, то есть социальная составляющая развития. Правительство Индии также продвигает инновационную политику страны, уделяя особое внимание конкретным секторам. Например, еще в 1986 году правительством был создан Департамент биотехнологии, и в результате раннего старта сектор оценивается в десятки миллиардов долларов, а к 2025 году поставлена задача превысить стомиллиардную отметку.
Малайзия
Преимущество: политика развития интеллектуальной собственности и стартапов
С 2003 года Корпорация интеллектуальной собственности Малайзии (MyIPO) и Национальный комитет по политике в области интеллектуальной собственности (NIPP) координируют политику, основная цель которой — позволить зарабатывать создателям технологических идей, а также пользоваться интеллектуальной собственностью. Правительство хочет сделать Малайзию ведущим центром в этой области обмена интеллектуальной собственностью. Страна занимает второе место в Юго-Восточной Азии как в Международном индексе интеллектуальной собственности (составляемом Центром глобальной инновационной политики), так и в Международном индексе прав собственности (IPRI). Малазийский глобальный центр инноваций и творчества, запущенный в 2014 году, помогает формировать устойчивую экосистему для предпринимателей и обеспечивает обучение, а также программы инкубации и акселерации. С тех пор более 78 тыс. студентов и предпринимателей воспользовались различными программами, мероприятиями и ресурсной платформой.
Мексика
Преимущество: политика открытых данных
Мексика создала цифровую платформу общих открытых данных, где уже собрано более 40 417 списков от 278 государственных организаций. Все данные структурированы по организациям и темам: культура и туризм; разработка; экономика; образование; энергетика и окружающая среда; финансы и наем; геопространственные данные; местное управление; инфраструктура; здоровье; безопасность и справедливость. Все данные доступны всем. Систему курирует Национальный институт прозрачности, доступа к информации и защиты персональных данных (INAI). Любой может запросить общедоступную информацию, и INAI, если ее нет, обязан получить ее у соответствующего ведомства. Эта система, кроме прочего, позволяет проще зарегистрировать интеллектуальную собственность. Сейчас Мексика входит в пятерку стран с наибольшим количеством зарегистрированных товарных знаков, а Мексиканский институт промышленной собственности является одним из важнейших институтов защиты интеллектуальной собственности в мире.
Филиппины
Преимущество: встроенная в стратегию промышленности инновационная программа
В 2017 году правительство Филиппин запустило промышленную стратегию, основанную на инновациях, под названием «i в кубе». Документ основан на пяти четких принципах:
1) создание новых отраслей, кластеров и агломераций;
2) наращивание потенциала и развитие человеческих ресурсов;
3) рост и развитие микро-, малых и средних предприятий;
4) инновации в предпринимательстве;
5) легкость ведения бизнеса и улучшение инвестиционной среды.
Программа нацелена на создание более прочных связей между экосистемами инноваций и предпринимательства, чтобы формировать новый слой филиппинских бизнесменов, основным преимуществом которых являются знания. Та же задача стоит и в инвестиционной политике Филиппин: ведомства дают зеленый свет вложениям в приоритетные сектора с высокой добавленной стоимостью.
Вьетнам
Преимущество: прямые иностранные инвестиции
Благодаря прямым иностранным инвестициям (ПИИ) за тридцать лет в экономике страны произошли беспрецедентные изменения. Из класса беднейших стран Вьетнам превратился в среднюю развивающуюся экономику. С 1990 по 2019 год уровень бедности снизился с более 70% до менее 6%, при этом средний доход на душу населения составил $2700, а среднегодовой рост ВВП — почти 7%. ПИИ с 1990 по 2018 год выросли со $180 млн до $15,5 млрд. Все это позволило Вьетнаму в 2021 году принять Национальную стратегию технологического роста на период 2021–2030 годов «Видение до 2050 года». Общая цель стратегии — ускорить процесс реструктуризации экономики для достижения экономического процветания, экологической устойчивости и социального равенства.
Чили
Преимущество: нормативная государственная поддержка
Правительство Чили создало постоянный совет по модернизации при Госсовете, в состав которого входят ведущие ученые и профессионалы, которые постоянно консультируют чилийское правительство и все госструктуры. Особое Национальное управление производительности и предпринимательства занимается улучшением предпринимательской среды и поддержки МСП. Чилийцы могут открыть бизнес всего за один день. Финансированием высокотехнологического сектора занимается Корпорация развития производства (CORFO), она привлекает инвестиции к перспективным проектам. Правительство постепенно отказывается от так называемой кластерной промышленной политики и переходит к внедрению горизонтальных инструментов для связи всех секторов и институтов.
Люди — двигатель российских технологий
ЮНКТАД в своем докладе «Технологии и инновации» использует индекс с оценкой готовности страны к развитию и использованию так называемых фронтирных технологий: имеются в виду все основные технологии нового экономического уклада. Судя по рейтингу, в России технологический потенциал во многом заключен в квалификации людей.
Индекс рассчитывается от 0 до 1 по методологии ЮНКТАД для 166 стран, которые разбиваются на четыре группы. Используются следующие показатели: распространение интернета и доступ к нему, число высококвалифицированных работников (рассчитывается по ожидаемому сроку образования), активность НИОКР (число научных публикаций по фронтирным технологиям, число патентов), промышленная деятельность (процент высокотехнологического экспорта в процентах, процент экспорта цифровых услуг), доступ к финансам (процент внутреннего кредита по отношению к ВВП). Россия в этом списке находится в первой четверти, при этом выше партнеров.
Индекс готовности к фронтирным технологиям
Страна | Место в рейтинге | Доступ
к интернету |
Квалификация | НИОКР | Промышленность | Доступ
к финансам |
Россия | 31 | 43 | 32 | 13 | 54 | 69 |
Китай | 35 | 117 | 92 | 1 | 8 | 4 |
Бразилия | 40 | 50 | 55 | 18 | 51 | 57 |
Индия | 46 | 95 | 109 | 4 | 22 | 75 |
ЮАР | 56 | 71 | 77 | 36 | 67 | 25 |
Источник: ЮНКТАД
Автор: Анастасия Голицына