Эксперты отмечают, что мир переходит на новый технологический уклад, растет роль экономики знаний, материальное производство становится более знаниеёмким. Чтобы найти свое место в новой экономической реальности, современным детям придется учиться всю жизнь. «Вольная экономика» узнала у заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Вераксы, как и чему учить ребенка 2.0, чтобы повысить его шансы на успех в новой цифровой экономике? В начале 2020 года Александр Веракса стал лауреатом премии Президента в области науки и инноваций для молодых учёных за масштабное исследование когнитивного и эмоционального развития детей и проблем успешности обучения.
Не интеллектом единым
Коэффициент интеллекта, или IQ остается общепринятым показателем развития интеллекта и мерилом успешности. Детей часто оценивают по результатам выполненных тестов и полученным числовым значениям. Но что стоит за этими цифрами? Гарантирует ли высокий уровень IQ, что ребенок будет успешен в социальной и профессиональной жизни? В центре исследования Александра Вераксы – IQ нового поколения, а именно регуляторные функции. «Наиболее сильным фактором с точки зрения прогностичности является саморегуляция детей, то есть умение контролировать свое поведение, управлять им, а не только способность решать те или иные задачи», – поясняет ученый.
Регуляторные функции – это обобщающий термин для умственных навыков, которые помогают человеку контролировать свои мысли и действия, несмотря на отвлекающие факторы, и за счет этого вести себя адаптивно и пластично в новых ситуациях.
Любой навык можно развить, в том числе и способность к саморегуляции, считают психологи. «Чтобы ребенок овладел средствами управления поведения, взрослым можно посоветовать конкретные игры, направленные на компоненты развития саморегуляции, – это развитие кратковременной памяти, умение переключать внимание, в частности, переходить от одного правила к другому, и умение сдерживать свои импульсы, не давать тот ответ, который ожидается», – пояснил суть саморегуляции ученый. Сдерживающий контроль – это умение удержаться от доминирующего типа реакции. Яркий пример – детская игра «Да и нет не говорите». В ситуации, когда ребенку хочется ответить на вопрос «да», он удерживается от произнесения запрещенного слова и ищет другой ответ. Александр Веракса подчеркивает, что способность сдержать себя волевым усилием – это, наверное, один из самых сложных компонентов саморегуляции, но и его можно развить.
Александр Веракса изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста больше 10 лет, собирая и анализируя данные свыше 20 тыс. человек из 12 регионов России. Полученные в рамках исследования результаты позволили сформировать систему показателей для оценки психического развития детей, которая дает возможность прогнозировать успешность ребенка в школе.
Психика человека пластична, обучатся можно в любом возрасте, тем не менее на развитие навыков саморегуляции следует обратить внимание в дошкольном возрасте, поскольку слабо развитая саморегуляция приводит к серьезным проблемам в школе, полагает ученый. «В обучении всему свое время, время это очень ценно и упустить его просто, – объясняет Александр Веракса, – у школьного учителя нет возможности заниматься развитием умения контролировать свое поведение у каждого ребенка, поэтому важно научиться этому раньше, в детском саду».
Саморегуляция, как показали результаты массовых лонгитюдных исследований (в которых прослеживается развитие одной группы детей на протяжении определенного времени), оказалась самым весомым фактором в развитии ребенка. Уровень развития регуляторных функций тесно связан с когнитивным и эмоционально-личностным развитием детей: дети с более высоким уровнем развития регуляторных функций лучше понимают эмоции и мысли других людей, успешнее осваивают математические навыки и умения.
На значение саморегуляции обращали внимание еще советские ученые. В частности, Лев Выготский полагал, что ключевая характеристика личности – овладение собственными психическими процессами. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением», – писал психолог.
Цифровые Маугли
Гаджеты не так давно, но прочно вошли в жизнь современных детей. Лонгитюдное кросс-культурное исследование когнитивного развития детей под руководством Александра Вераксы показало, что не ограниченная во времени возможность «сидеть» в цифровых устройствах отрицательно влияет на когнитивное развитие дошкольников и младших школьников. Причем не так важно, проводит ли ребенок время в гаджетах пассивно, то есть просто смотрит видео, или активно, используя обучающие приложения. По мнению ученого, безлимитное взаимодействие с гаджетами может быть чревато проявлением агрессии в школьном возрасте и проблемами с эмоциональным развитием, которые свидетельствуют об отсутствии социализации и навыков управления эмоциями.
Запрещать – не выход. «Ситуация остановки и препятствия негативна, – отмечает Александр Веракса, – наши исследования показывают, что детские игры уже пропитаны цифровым контентом, и, если лишить ребенка доступа к гаджетам, он будет испытывать сложности в интеграции в детское сообщество». Ученый предлагает придерживаться разумной стратегии, то есть не запрещать, но контролировать время, проведенное в цифровом мире, а еще лучше – присоединиться к ребенку: «Родители должны обращать внимание на то, чтобы ребенок проводил время перед экраном не в одиночестве – это опыт совместного сопереживания, передача определенных смысловых и ценностных контекстов, которые ребенок не может считать без взрослого».
Когда ребенок постоянно взаимодействует с гаджетами, также «существует опасность «выдавливания» взрослого из ситуации как авторитета, потому что – зачем нужен взрослый, если все можно найти, прочитать в сети?» «Найти можно все, – подчеркивает Александр Веракса, – но возникает вопрос развития личности ребенка, формирования его ценностей, умения структурировать информацию?» Именно для этих целей взрослым придется погрузиться в цифровой мир вместе с ребенком.
В погоне за содержанием
Результаты исследования ученого доказывают, что ключевую роль в развитии ребенка играет не внешняя материальная среда, а специфика взаимодействия ребенка со взрослым. По его мнению, совместная деятельность сближает взрослого и ребенка в продуктивном ключе, поскольку «предполагает выражение результата в социальном продукте, действии, и это вселяет уверенность и в ребенка, и во взрослого».
«Взрослый должен дать возможность ребенку проявлять инициативу, поддерживать ее и помогать оформлять в продуктивный вид деятельности, – поясняет ученый, – в частности, если ребенку интересно что-то, взрослый должен помочь ему погрузиться в предмет, чтобы ребенок при его поддержке стал экспертом в этом вопросе, мог делиться новым содержанием со сверстниками, быть им интересным». Родители часто пытаются дать ребенку как можно больше содержания – водят детей на десятки кружков: «С одной стороны это невредно, но проблема в том, что в погоне за освоением конкретных навыков, за результатами, часто на второй план уходит, а то и теряется – освоение культурных средств, то есть тех способов, с помощью которых ребенок мог бы впоследствии структурировать любое содержание».
Александр Веракса уверен, что дети должны быть заняты, но заняты осмысленно: «К сожалению, родители нередко максимально структурируют день ребенка, передавая его из кружка в кружок, что времени для обсуждения и осмысления деятельности не остается». Выходит, и в вопросах развития своего ребенка нужно придерживаться принципа – меньше, да лучше. Важно не количество секций – а вовлечение взрослого в этот процесс.
Полученные Александром Вераксой результаты легли в основу программы дополнительного образования Key to Learning (на английском языке), по которой с 2012 по 2018 год прошли обучение более восьми тысяч педагогов и более 106 тысяч детей из Сингапура, Польши, Таиланда, США, Англии, Уэльса, Шотландии, ЮАР, Пуэрто-Рико, Индии, Малайзии, Филиппин, Индонезии, Израиля.