Цифра пошла на взлет

За прошедший с начала пандемии год политики, бизнесмены, ученые не раз отмечали, что новые вызовы ускорили цифровизацию во многих областях. Путь, который раньше занял бы от трех до пяти лет, пришлось пройти за несколько месяцев, а то и недель. Технологии перестали быть отдаленными показателями из госпрограммы «Цифровая экономика», а стали необходимым условием выживания в конкурентной среде.

Все на удаленку

Внезапный карантин в марте прошлого года заставил массово и в рекордно сжатые сроки перевести в онлайн бизнес-процессы, коммуникации, потребление. Если ты не работаешь онлайн, ты не работаешь вообще, ведь большинство учреждений в конце марта 2020 года обязаны были перевести сотрудников на дистанционный режим работы. В онлайн ушли школы и университеты, мероприятия. Все это привело к резкому росту спроса на видеосвязь. Только за одну неделю марта 2020 года приложения для видеосвязи скачали 62 миллиона человек во всем мире, посчитали экс-перты App Annie. Zoom в апреле 2020 года скачивали в 30 раз чаще, чем в апреле 2019-го (по данным Bernstein Research).

В России Zoom тоже популярен, несмотря на то,что есть отечественные аналоги (TrueConf, «Яндекс.Телемост» и др.). По заказу Минпросвещения разработан сервис «Сферум», который должен заменить Zoom школьникам и преподавателям.

Еще одна востребованная технология — удаленный доступ через интернет к компьютерам и серверам из любой точки мира. В разгар карантина, во II квартале 2020 года, выручка самого известного из подобных сервисов — немецкой компании TeamViewer — выросла на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А количество поль-зователей с июля по сентябрь прошлого года увеличилось на треть.

К неудовольствию сотрудников, вырос спрос на программы удаленного контроля за компьютерами (Time Doctor, innerActiv, Hubstaff и др.).Персонал американского финансового холдингаAxos Financial, как писал Bloomberg, получил такое письмо от босса: «Мы следим за тобой. Смотрим, что ты набираешь на клавиатуре, какие сайты посещаешь. Каждые десять минут делаем скриншот твоего экрана. Так что работай — или будь готов столкнуться с последствиями».

Далеко не каждая компания располагала ресурсами для того, чтобы быстро нарастить свои вычислительные мощности. Поэтому при переходе на удаленку вырос спрос на облачные сервисы — за первое полугодие 2020 года этот рынок в России прибавил 30%, оценили в «ТМТ Консалтинг».Облачные сервисы нужны для таких востребованных сервисов, как телемедицина, госуслуги, электронная торговля, онлайн-мероприятия и др. «Даже самые консервативные компании срочно начали разрабатывать и внедрять цифровые инструменты, потому что в полной мере ощутили, что проигрывают технологичным компаниям в конкурентной борьбе. Около двух третей запросов на облачную инфраструктуру имеют комплексный характер — проекты с администрированием, информационной безопасностью, автоматизированным управлением, с резервированием и так далее», — отмечал управляющий директор Stack Group (M1Cloud) Евгений Горохов.

Магазин на экране

Режим самоизоляции заставил ретейлеров и рестораторов массово переводить продажи в онлайн. В марте 2020 года Delivery Club отметил рост спроса на 22%, а спрос на курьеров за год, по оценкам SuperJob, вырос в три раза. ИсследованиеData Insight и AWG показало, что важнейшей становится опция покупки через смартфон — у отдельных крупных ретейлеров на этот канал приходится уже 80 процентов продаж. Продавцы меняют логистику и цепочки поставок, развивают сайты и мобильные приложения, переводят в онлайн программы лояльности. «Мы видим, что огромные, как скалы, ретейл-сети внезапно оказываются у разбитого корыта пустых торговых центров. Магазины, никогда даже не интересовавшиеся онлайн-торгов-лей, вынуждены были строить ее буквально за недели “на коленке”», — рассказывал партнер компании Data Insight Федор Вирин.

Покупателю сегодня уже недостаточно просто выбрать и купить товар онлайн. Эксперты прогнозируют рост спроса на цифровых двойников — с их помощью можно, например, виртуально «примерять» одежду. Такие технологии уже есть у российских разработчиков. В их основе — 3D-сканирование и нейронные сети, которые позволяют создать и использовать параметрическую модель человека. Такие модели можно использовать не только при покупке одежды, но и в приложениях, связанных со здоровьем и фитнесом, развлечениями и др.

 

Гузелия Имаева,

 

генеральный директор Аналитического центра НАФИ

 

За последние три года россияне стали в три раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью смартфонов и в два раза чаще — с помощью других умных устройств: смарт-часов и браслетов. Самым распространенным платежным средством остается банковская карта, она есть у большинства россиян (82%), свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

 

«Превращение смартфона в “циф-ровой кошелек” уже произошло, люди не только оплачивают смартфонами покупки, но и хранят в них карты лояльности, другие документы, — отметила генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. — “Бесконтактность” распространяется не только на платежи, но и на другие услуги и сервисы.Например, на некоторых АЗС возможна бесконтактная заправка автомобиля без выхода водителя из салона».

 

В этом году россияне продолжают наращивать безналичные платежи. В I квартале их доля в расходах людей достигла 59,4%, посчитали СберИндекс и «Платформа ОФД». Это исторический максимум. По сравнению с IV кварталом 2020 года рост составил 3,5 п.п., а за год показатель прибавил 6,3 п.п. Это самый заметный рост с 2018 года, опережающий даже динамику во время острых стадий распространения коронавируса.

 

Чаще всего россияне платят без налично в ресторанах (79,1%), за одежду (73,6%) и электронику(71,1%), а также в супермаркетах (64,6%).

Финансы в контакте

Еще до пандемии лидером по внедрению технологий стал финансовый сектор. В мобильных приложениях сегодня доступно большинство услуг банков, страховщиков, инвесткомпаний. В прошлом году финансисты продолжили цифровизацию бизнеса. «В условиях пандемии мы перевели в онлайн все сервисы, которые ранее предоставлялись только при личном обращении в отделения, например, поиск ошибочных платежей и закрытие счетов. Существенно расширили функционал мобильного приложения. В нем, в частности, поя-вились графики и прогнозы платежей, детализация фактических расходов, возможность изменить пер-сональные данные», — рассказал председатель правления Банка «Хоум Кредит» Дмитрий Пешнев-Подольский.

А в ВТБ решили свести к минимуму контакты клиентов даже с собственным гаджетом. В феврале этого года банк запустил в мобильном приложении голосового ассистента, с помощью которого можно перевести деньги. В перспективе голосовой асси-стент поможет купить билеты на самолет или поезд, забронировать номер в гостинице, заказать столик в кафе.

Не отстают и страховщики. По данным Всероссийского союза страховщиков и AC&M- Consulting, покупали страховой полис онлайн 47%,а урегулировали страховой случай онлайн 14%клиентов страховых компаний. Страховщики активно используют роботов. Например, в «Капитал Лайф Страхование Жизни» в личном кабинете можно получить дистанционную диагностику с использованием медицинских роботов, функционирующих на основе нейросетей и искусственного интеллекта. Это позволяет выявлять риски, связанные со сложными заболеваниями, на ранней стадии.

Важнее всего – здоровье

Здравоохранение в прошлом году стало темой номер один, поэтому неудивительно, что и здесь технологии развивались очень активно. Вынужденная изоляция в период пандемии под-стегнула развитие рынка телемедицины. По оцен-кам VEB Ventures (дочерняя компания ВЭБ.РФ), в ближайшие пять лет среднегодовой темп прироста составит около 116%. К 2025 году рынок телемедицины может вырасти в 60 раз — до 96 миллиардов рублей.

Крупнейший российский сервис цифровой медицины «Доктор рядом» в 2020 году увеличил число дистанционных консультаций на 293%. Самыми востребованными оказались терапевты (40% обращений, прежде всего связанных с коронавирусом). В этом году сервис планирует развивать технологии: например, внедрить чат-бот для первичного сбора анамнеза и направления пациента к врачу соответствующего профиля, рассказал гендиректор компании «Доктор рядом» Денис Швецов. Технологии помогут и в системе контроля качества медицинских карт, оценке корректности назначенного врачами лечения для выявления ошибок и лишних назначений.

Потенциал роста у телемедицины большой. По данным «Ромир», пока только четверть россиян знакомы с этой системой онлайн-консультаций, а треть пока ничего не знают о телемедицине.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь