По классическому определению, мобилизационный путь развития экономики предполагает ориентацию на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. В истории России не раз были периоды, когда развитие страны было самым непосредственным образом простимулировано успешным выполнением масштабных экономических мобилизационных проектов.
Самые показательные примеры мобилизационных экономических проектов мы, конечно, встречаем в истории России XX века, однако и в предыдущих периодах развития государства можно выделить мобилизационные по своему характеру этапы.
Самые яркие примеры мы встречаем в годы правления Петра Великого. Это и создание флота, и реформирование армии, и, конечно, строительство Санкт-Петербурга. В эпоху Екатерины Великой также было реализовано немало программ, у которых была ясная и четкая цель — мобилизовать силы на прорыв в какой-то области. Достаточно вспомнить хотя бы строительство нового флота и нескольких городов на юге страны.
Но коснемся более близких нам и по времени, и по идеологии экономических проектов.
Транссиб
Строительство Транссибирской железной дороги стало самым масштабным экономическим проектом Российской империи. Заложенное в годы правления Александра III, 31 мая 1891 года, по сей день это железнодорожное полотно является самым длинным в мире.
Транссиб проходит через 87 городов, длина магистрали — почти десять тысяч километров, на ее строительство с 1891 по 1916 год было потрачено полтора миллиарда рублей из государственной казны. При этом иностранный капитал к строительству не привлекали.
Строительство Транссиба было титаническим проектом, потребовавшим огромного вложения труда. Прокладка трассы шла в тяжелейших условиях и безлюдной местности. Настоящим подвигом строителей стал участок Транссиба у озера Байкал, где пришлось в буквальном смысле через скалы прокладывать туннели, для чего использовались взрывчатка и простейшие инструменты — кайло, топоры и лопаты. Остатки породы перевозили на простых тачках.
СТРОИТЕЛИ ТРАНССИБА В СРЕДНЕМ В ГОД ПРОКЛАДЫВАЛИ 500–600 КМ МАГИСТРАЛИ. К 1903 ГОДУ БЫЛО УЛОЖЕНО БОЛЕЕ 12 МИЛЛИОНОВ ШПАЛ, 1 МИЛЛИОН ТОНН РЕЛЬСОВ, ОБЩАЯ ДЛИНА ПОСТРОЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ И ТОННЕЛЕЙ СОСТАВИЛА БОЛЕЕ 100 КМ. В НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА К РАБОТАМ БЫЛО ПРИВЛЕЧЕНО ОКОЛО 10 000 ЧЕЛОВЕК, УЖЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ЭТО ЧИСЛО БЫЛО УВЕЛИЧЕНО В 8 С ЛИШНИМ РАЗ
Транссиб уже с первых лет эксплуатации стал важнейшей «артерией» страны, ускорил экономическое развитие страны, ускорил оборот товаров и ресурсов. Важно также отметить, что Транссиб живет и развивается и сегодня, почти полтора века эта магистраль постоянно модернизируется. Сегодня эта железная трасса дает возможность перевозить до 100 миллионов тонн грузов в год.
Электрификация СССР
Широко известна ленинская фраза о том, что коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Для Владимира Ильича проект электрификации стал идеей фикс. Неслучайно Глеб Кржижановский, один из главных создателей плана ГОЭЛРО, называл Ленина «великим толкачом дела электрификации».
Справедливости ради стоит сказать, что советский проект электрификации возник не на пустом месте: такие планы получили свое начало еще в Российской империи, когда было создано Общество электрического освещения России, в которое входил вышеупомянутый Кржижановский. Однако несомненно то, что масштаб и мобилизация усилий по электрификации всего государства обрели реальность только после революции.
В мае 1918 года в стране был создан «Электрострой» — главный институт по управлению энергостроительством, а также Центральный электротехнический совет (ЦЭС).
В 1919 году Глеб Кржижановский послал Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности». Владимир Ильич откликнулся на нее с большим энтузиазмом и попросил написать на тему электрификации языком, доступным массам. Кржижановский меньше чем за неделю написал брошюру, которая сразу пошла в печать. Ленин не стал откладывать дело в долгий ящик и подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО. Интересно, что на заседания Комиссии одно время приходил священник и ученый Павел Флоренский — прямо в рясе.
К КОНЦУ 1920 ГОДА «ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РСФСР» БЫЛ ГОТОВ — МАССИВНЫЙ ТОМ (650 СТРАНИЦ) СО СХЕМАМИ И КАРТОЙ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ. ВО ВРЕМЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА, КОГДА НА ОГРОМНОЙ КАРТЕ РСФСР ПОД ДОКЛАД КРЖИЖАНОВСКОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАГОРАЛИСЬ ЛАМПОЧКИ, ВСЯ МОСКВА ПОГРУЗИЛАСЬ ВО МРАК — МОЩНОСТЕЙ ТОГДАШНЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ НЕ ХВАТИЛО
ГОЭЛРО стал первым государственным планом в РСФСР и прародителем будущей системы планирования Советского Союза. Также в рамках проекта было впервые проведено районирование территории страны на экономические районы с учетом их промышленных и сырьевых ресурсов.
Рассчитанный на 10–15 лет, план ГОЭЛРО уже к 1931 году был перевыполнен в три раза. Развитие энергетики в молодом советском государстве стало, как и предрекал Ленин, его экономической, промышленной и военно-стратегической базой. Уже в 1920 году (еще шла Гражданская война) в стране работало около десяти крупных электростанций, а в 1935-м их стало уже девяносто пять.
«Электрификация всей страны» повлияла на все сферы народного хозяйства, существенно улучшила условия труда, повысила его производительность.
НЭП и финансовая реформа
Политику НЭПа — «новой экономической политики» — можно назвать одним из первых мобилизационных проектов молодого социалистического государства. Мера была вынужденной. НЭП сменил политику «военного коммунизма», о чем было объявлено на десятом съезде компартии 8–16 марта 1921 года. Разрушенная промышленность, большая трата средств на военные нужды, сокращение посевных площадей, снижение валового сбора сельхозпродукции на 45% — все это привело к кризисным последствиям, одним из которых стал голод 1921 года, унесший жизни почти пяти миллионов человек.
Кабальную продразверстку сменил продналог, который в 1923 и 1924 годах можно было вносить и деньгами, и продуктами. Был облегчен наем деревенской рабочей силы, разрешена аренда земли, появилась возможность создания частных предприятий. В годы НЭПа расцвела кооперация, были денационализированы предприятия мелкой и средней промышленности, а крупные предприятия были объединены в государственные тресты.
«МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА — ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ. НЕ СТОИТ ДУМАТЬ, ЧТО МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ДИРЕКТИВНАЯ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ». СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ
Также благотворно сказалась на экономическом климате отмена всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизаций, открытие бирж, восстановление крупных ярмарок в Киеве, Нижнем Новгороде, Баку и других городах. Заработная плата в годы НЭПа стала не «пайковой», а денежной, была отменена карточная система.
Напрямую связана с НЭПом была и финансовая реформа 1921–1924 годов. В эти годы при активном участии народного комиссара финансов Григория Сокольникова была создана банковская система Советского Союза и проведена денежная реформа.
Декретом Совнаркома от 26 октября 1922 года Народному комиссариату финансов было поручено «приступить к чеканке золотой монеты, именуемой червонцем». Это была устойчивая валюта, обеспеченная золотом и ценными товарами. На мировом рынке червонец стоил шесть долларов, на внутреннем приравнивался к десяти дореволюционным рублям.
В годы НЭПа и финансовой реформы даже удалось полностью ликвидировать бюджетный дефицит. Этому значительно способствовал выпуск казначейских билетов, медных и серебряных монет.
Политика НЭПа оживила экономику, но к концу 1920-х годов стало очевидно, что для дальнейшего развития государства нужны другие методы. Снижение объема производства, кризис хлебозаготовок 1927–1929 годов, низкий уровень советского частного предпринимательства, экономический кризис на Западе, отсутствие новых реформ — все это привело к свертыванию политики НЭПа и переходу к планово-директивному развитию индустриализации и коллективизации.
Эвакуация заводов во время Великой Отечественной войны
Эвакуация предприятий во время Великой Отечественной войны стала самой масштабной в мировой истории операцией по перемещению тысяч предприятий. Аналогов ей в мировой истории нет. Американский режиссер Оливер Стоун даже назвал ее «второй индустриализацией». Однако, если индустриализация осуществлялась в рамках плановой экономики, в условиях непростых, но прогнозируемых, то эвакуация предприятий во время войны стала наглядным примером мобилизационного проекта высокой эффективности, проведенного в кратчайшие сроки.
Совет по эвакуации был создан 24 июня 1941 года, на третий день войны. Еще через три дня вышло постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», 5 июля — «О порядке эвакуации населения в военное время».
Огромной проблемой стало то, что производственные мощности Союза были сконцентрированы в западных областях, то есть они могли первыми оказаться в зоне оккупации. Так, на знаменитый и сегодня «Уралвагонзавод» в годы войны было эвакуировано одиннадцать предприятий с запада, в том числе Харьковский машиностроительный завод и Мариупольский броневой завод имени Ильича. Благодаря переносу производственных мощностей в Нижний Тагил на «Урал- вагонзаводе» получилось быстрыми темпами организовать производство танка Т-34, ставшего одним из символов Великой Отечественной войны. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 танков Т-34.
Не все эвакуированные предприятия удавалось переместить на заранее подготовленные территории работающих заводов, некоторые эвакуировались в прямом смысле в поле. Так, подмосковный завод «Авиаагрегат», перемещенный в Куйбышев (ныне Самара), разместил производственные линии под открытым небом. Между ними рабочие завода разжигали костры, чтобы согреться. Большинство из них были подростками, так как мужчины уходили на фронт, часто отказываясь от брони, разрешающей им оставаться в тылу. За годы войны предприятие поставило на фронт девяносто тысяч авиационных винтов, параллельно выпуская запчасти для сельскохозяйственной техники.
Эшелоны, маркированные литером «А» (максимальная пропускная способность), шли на восток Союза сплошным потоком. За короткое время удалось отправить по железным дорогам на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию тридцать тысяч поездов и полтора миллиона вагонов. Для понимания масштабов проекта отметим, что
для эвакуации только одного завода «Запорожсталь» было задействовано восемь тысяч вагонов.
ЗА ГОД БЫЛО ЭВАКУИРОВАНО 2743 ПРЕДПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ 1523 КРУПНЫХ
Важно отметить, что эвакуация была только половиной дела, поскольку все перевезенные предприятия необходимо было запустить и наладить на них безостановочную работу. Это был настоящий подвиг. Уже к началу 1942 года практически все эвакуированные заводы работали на нужды фронта.
Восстановление СССР после Великой Отечественной войны
За время Великой Отечественной войны в СССР были стерты с лица земли тысячи городов, десятки заводов, десятки тысяч километров железных дорог.
ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПРЯМОЙ УЩЕРБ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ СОСТАВИЛ ПОЧТИ 700 МЛРД РУБЛЕЙ, ПОЛНЫЙ — 2,5 ТРЛН
Однако уже в начале 1950-х годов СССР по темпам экономического роста опережал США и Великобританию. Результаты, которые демонстрировала страна через шесть лет после опустошающего гитлеровского нашествия, на Западе называли «советским экономическим чудом». С 1947 по 1953 год ежегодно в 1,5–2 раза снижались цены.
В стране был сделан упор на индустриальное развитие. В 1946 году механизация составляла 15% от довоенного уровня, в 1949 году она уже стала вдвое больше довоенного.
Переход СССР к мирной жизни требовал срочного решения многих задач. В первую очередь было необходимо восстановить разрушенное хозяйство и перевести промышленное производство на мирные рельсы.
4 сентября 1945 года был упразднен Государственный комитет обороны СССР. Началась реорганизация правительственных ведомств: Народный комиссариат танковой промышленности был преобразован в Народный комиссариат транспортного машиностроения, Народный комиссариат боеприпасов — в Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения, Народный комиссариат минометного вооружения — в Народный комиссариат машиностроения и приборостроения.
Наркомат вооружений издал приказ о реконверсии — переводе промышленности на производство мирной продукции. Началась широкая демобилизация.
Снимались ограничения режима военного времени: были восстановлены восьмичасовой рабочий день и отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Утвердился принцип сдельной оплаты труда.
В 1946–1950 ГОДАХ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОЗРОСЛО В 2,07 РАЗА, А ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ — В 1,83 РАЗА. В 1952 ГОДУ УРОВЕНЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СССР СОСТАВИЛ 223% ОТ УРОВНЯ 1940 ГОДА. ЗОЛОТОЙ ЗАПАС СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1953 ГОДУ ВКЛЮЧАЛ РЕКОРДНЫЕ 2050 ТОНН
Денежная реформа
Война полностью расстроила финансовую систему СССР. Образовалась чрезмерная денежная масса, действовали разные виды цен — пайковые, коммерческие и рыночные. На иностранные займы рассчитывать не приходилось: в наличии были только внутренние ресурсы. При этом нужно было думать уже не только
о себе, но и о союзниках по социалистическому лагерю.
Одним из средств оздоровления экономики стала денежная реформа 1947 года. При введении новых денег уровень зарплат и цен в целом остался неизменным. Наличные обменивались по конфискационному курсу 10:1. Переоценивались и банковские вклады населения. Слухи о реформе поползли еще в середине 1947 года. С октября возник ажиотаж: в магазинах и на рынках появились огромные очереди. Паника успокоилась, когда было объявлено об условиях обмена. Простому советскому человеку, живущему от зарплаты до зарплаты, а сбережения хранящему в сберкассе, ничего не грозило: мелкие вклады обменивались в пропорции 1:1. Но пострадали сельские жители, привыкшие хранить деньги в «кубышках», и те, кто накопил большие сбережения.
СПЕКУЛЯНТЫ-ПЕРЕКУПЩИКИ МАССОВО ПРИОБРЕТАЛИ ДОРОГИЕ ТОВАРЫ: МЕХА, ЧАСЫ, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ОНИ ПОПЫТАЛИСЬ ПЕРЕПРОДАТЬ ТОВАР ПО НОВЫМ ЦЕНАМ. НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗРАБОТКУ ИХ ПРЕСТУПНЫХ СВЯЗЕЙ БЫЛО БРОШЕНО УПРАВЛЕНИЕ МВД ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ (БХСС). ЛЮДИ, ВЛАДЕВШИЕ КРУПНЫМИ ВКЛАДАМИ, ПЫТАЛИСЬ РАЗБИТЬ ИХ НА МЕЛКИЕ. ПОЭТОМУ УПРАВЛЕНИЕ БХСС ИЗЪЯЛО ВСЕ СРЕДСТВА, ПОЛОЖЕННЫЕ НА СЧЕТА ЗА ДЕНЬ-ДВА ДО НАЧАЛА РЕФОРМЫ.
В результате реформы 1947 года был ликвидирован избыток ничем не обеспеченной рублевой массы, которая была накоплена спекулянтами. Были выведены из оборота и фальшивые деньги, печатавшиеся в годы Великой Отечественной войны германскими оккупантами. Это позволило избежать ажиотажного опустошения товарного рынка, сократить госдолг и стабилизировать бюджет. Следует отметить, что подобные «конфискационные реформы» проводились также и в Западной Европе.
Одновременно с проведением денежной реформы была отменена карточная система снабжения продуктами, причем это произошло на несколько лет раньше, чем
в Великобритании и других европейских странах, значительно менее пострадавших от войны. Были введены единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары. Реформа 1947 года способствовала стабилизации финансовой системы: укрепила денежное обращение, изъяла из обращения необеспеченные излишки денежной массы и позволила вести и развивать свободную государственную торговлю товарами народного потребления.
Однако начало «холодной войны» прервало полномасштабную демилитаризацию советской экономики. Гонка вооружений и нарастающая внешняя угроза вынуждали правительство СССР направлять гигантские средства прежде всего в производство продукции тяжелой индустрии в ущерб продукции легкой и пищевой промышленности.
«Экономическое чудо» 1998 года
Многие помнят знаменитый разворот самолета премьер-министра Евгения Примакова над Атлантикой в марте 1999 года, когда он узнал о начале бомбардировок США территории Югославии. Во многом это было началом многовекторной политики Российской Федерации.
Не менее важный для России «разворот» был осуществлен Евгением Примаковым за полгода до того, когда он фактически спас Россию от государственного переворота и развала.
ОСЕНЬ 1998 ГОДА ПОМНЯТ МНОГИЕ ЛЮДИ СТАРШЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. ДЕФОЛТ, ЗАБАСТОВКИ, ТОТАЛЬНЫЕ ЗАДЕРЖКИ ЗАРПЛАТ, УВОЛЬНЕНИЯ, НИЩЕТА, ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ. В КРЕМЛЕ ШЛИ ОТКРЫТЫЕ РАЗГОВОРЫ О ГКЧП 2.0 И ВЫРАЖЕНИИ ВОТУМА НЕДОВЕРИЯ БОРИСУ ЕЛЬЦИНУ. ПО ПОДСЧЕТАМ ЭКСПЕРТОВ, ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ПРИНЕС СТРАНЕ УБЫТКОВ ПОЧТИ В 100 МЛРД ДОЛЛАРОВ И ПОТЕРЮ НАКОПЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ НА СУММУ В 20 МЛРД ДОЛЛАРОВ. 11 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА, ПАРЛАМЕНТ ОДОБРИЛ КАНДИДАТУРУ ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
Премьер Примаков собрал правительство из людей крайне противоположных взглядов — от коммунистов до либералов, за что его неоднократно упрекали то
в «красном реванше», то в излишнем либерализме. Что конкретно было сделано?
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИСТ СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ ТАК ПРОКОММЕНТИРОВАЛ РЕШЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА: «ТОГДА, КАК И СЕЙЧАС, СОВЕТЧИКИ ИЗ США ПРЕДЛАГАЛИ ОТКРЫТЬ РЫНОК ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ И СПЕКУЛЯЦИЙ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИМАКОВА СДЕЛАЛО ВСЕ НАОБОРОТ: БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ НЕ ПОВЫШАТЬ ПРОЦЕНТНУЮ СТАВКУ, НЕ СТАЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ ВЫДАЧУ КРЕДИТОВ, БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ КРУТЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПОПЫТОК МОНОПОЛИСТОВ ВЗВИНТИТЬ ЦЕНЫ»
Во-первых, он перестал препятствовать падению рубля, что помогло национальной валюте найти новый баланс, поскольку импортные товары стали недоступны из-за дорогого доллара. Во-вторых, он не допустил массового банкротства банковской системы и оживил работу предприятий, активизировав выдачу кредитов предприятиям через коммерческие банки. В-третьих, отказался от заграничных займов, чем определил будущее экономики страны без лишних долгов. Также Примаков ввел уголовную ответственность за задержку зарплат, ввел госрегулирование цен на лекарства, увеличил акцизы на алкоголь. Меры, принятые правительством Примакова, привели к тому, что уже к маю 1999 года валютные резервы Центробанка составили более 11,5 миллиардов рублей.
По словам академика РАН Александра Дынкина, Примаков стал первым премьером истории новой России, которому удалось сбалансировать федеральный бюджет — на 1999 год. По данным Госкомстата, в период с октября 1998 по март 1999 года рост промышленного производства составил 23,8%, инфляция снизилась с 38 до 3%. Российский финансовый рынок также начал постепенно восстанавливаться после кризиса.
Автор: Алексей Рудевич