3 ноября 1879 года шведская шхуна «Вега» вышла в Северный Тихий океан, закончив свой сквозной проход по Северо-Восточному пути (теперь эта трасса называется Севморпуть). Эта было первое в истории мореплавания судно, прошедшее за две навигации (с одной зимовкой) путь из Атлантического океана в Тихий, обогнув Россию с севера. Стартовав из Стокгольма в 1878 году, «Вега» возвратилась в порт приписки в 1880.
Приходится слышать мнения, что Россия несправедливо «приватизировала» северо-восточный проход, и надо предоставить к нему свободный доступ кораблям разных стран. Также говорят, будто акватория Северного Ледовитого океана была в свое время «неправильно» поделена на сектора, и надо бы устроить передел арктических территорий. И в качестве аргумента ссылаются на исторический принцип, и в частности на путешествие на «Веге». Экспедиция была действительно шведская, но ее руководитель, Нильс Адольф Эрик Норденшёльд – не чужой для России человек.
Он родился и вырос в Гельсингфорсе, когда этот город (ныне Хельсинки) находился в составе Российской империи; окончил Александровский императорский университет и даже некоторое время преподавал в нем. Соответственно, прекрасно знал русский язык. Как-то раз в ученом собрании Нордшельд неосторожно высказался, что, дескать, Финляндия исторически тяготела к Швеции, а не к России. Фраза вызвала гнев у российского генерал-губернатора Финляндии. Норденшёльд отказался извиняться и опровергать свои высказывания, в результате – отъезд на историческую родину, в Швецию. При этом с коллегами-учеными из России он сохранил хорошие отношения, был удостоен престижной Константиновской медали Русского географического общества. Его надежным деловым партнером был золотопромышленник Александр Сибиряков, любимым чтением – записки русских полярных путешественников. Знание русского языка помогало шведу и во время плавания при общении с местными жителями.
Плавание на «Веге»
Норденшёльд привез в багаже ценнейший материал: путевые дневники, рисунки, фотографии, карты. В короткий срок литературный отчет о плавании был готов. На основе зарисовок талантливый художник-иллюстратор Вильгельм Майер выполнил более 300 гравюр. Издание вышло в Швеции и вскоре было переведено на главные языки мира. Книга «Плавание на «Веге» стала бестселлером и по сей день часто переиздается. Это такая же классика литературы о морских путешествиях, как и труды Кука, Лаперуза, Беллинсгаузена, Нансена.
В 1936 году вышло полное издание «Плавания…» под редакцией Владимира Визе – крупного ученого-океанографа, исследователя Севера, чьим именем назван остров. Выход этой книги совпал с началом завоевания Арктики Советским Союзом. «Плавание на «Веге» – это и увлекательный рассказ об экспедиции, и обзор арктических путешествий прежних времен, и трактат по разным наукам – от орнитологии до этнографии. На парусно-паровом судне, которое не обладало прочностью современных ледоколов, моряки прошли от побережья Скандинавии до Берингова пролива. Встречи со смертоносными льдами им удалось избежать. По пути ученые вели замеры глубин, обследовали горную породу и останки древней фауны, собирали ботаническую коллекцию, делали зарисовки моржей, китов, чаек, уток. В то время еще не были открыты архипелаг Северная Земля и многие другие приарктические острова. Вся обширная часть океана от устья Енисея до острова Врангеля, пишет ученый, «не была, за исключением береговых объездов, никогда еще проходима ни одним кораблем, не носила на своих волнах ни одного парохода».
Норденшёльд рассказывает о высадке на берег на мысе Челюскин (впервые судно стояло на якоре у самой северной оконечности Старого Света), о нравах и облике чукчей, о трудной зимовке всего в десятке миль от Берингова пролива. Радиосвязи тогда еще не было, и в Европе мореплавателей, не уложившихся в летнюю навигацию, уже кое-кто считал погибшими. Научные исследования не прекращались ни на день и во время долгой стоянки. Наконец весной лед тронулся, «Вега» продолжила путь на восток. Судно обогнуло мыс Дежнева, затем моряки высаживались на американском побережье, посетили Командорские острова. А потом были визит в Японию и путь домой южным маршрутом. «Мечта мореплавателей прошлых столетий сбылась – мореплаванию открылся новый путь! И путь этот найден не случайно, не благодаря романтическому приключению, а как результат планомерной, упорной научной работы», – резюмирует автор.
Научное значение экспедиции огромно, ее материалы впоследствии использовались и романистами. Но была у нее и экономическая цель – установить кратчайшее сообщение с районами Сибири, примыкающими к Оби, Енисею и другим крупным рекам. В торговле на этих путях были заинтересованы и Россия, и страны Северной Европы. Но активное развитие Северного морского пути началось десятилетиями позже. Символично, что первым судном, прошедшим этим маршрутом за одну навигацию, стал ледокол «Сибиряков», названный (еще до революции) в честь коммерсанта, спонсировавшего экспедицию Норденшёльда. А имя самого шведского путешественника носит ныне один из российских арктических архипелагов.