Георгий Клейнер: экономическая политика России не носит комплексного характера

Георгий Клейнер,

член Президиума ВЭО России, заместитель научного руководителя, руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» ЦЭМИ РАН, член-корреспондент РАН

– Экономическая политика – это совокупность решений, которые принимаются по основным направлениям развития народного хозяйства. Что мы видим сегодня? Экономическая политика не носит комплексного характера. Основной ее недостаток заключается в её несистемности. Мы разбиваем объёмный объект на полоски. Эти полоски нуждаются и в анализе, и в управлении, но из них невозможно сложить целое, если у нас нет системного подхода. Такое ленточное восприятие экономики снижает потенциал и регулирования, и стратегического планирования.

Необходим переход от ленточной к объёмной, к системной экономической политике. Это требует серьёзной перестройки, в том числе и органов управления. Здесь мы приходим к делению на уровни. Есть макроэкономический уровень, где торжествуют макроэкономические процессы, есть микроэкономический уровень, где основную роль играют экономические объекты, предприятия, и есть мезоэкономический уровень. Сочетание на трёх уровнях – процессного подхода на макроуровне, объектного подхода на микроуровне и мезоэкономического средового подхода, который соединяет в себе и региональную, и отраслевую, и экосистемную тематику, – должно стать основой для формирования экономической политики России. К сожалению, сейчас этого не происходит.

Если мы примем такую структуру, то должны изменить и структуру управления. Видится министерство макроэкономики, министерство микроэкономики, которое отвечает за предприятия, бизнесы, и мезоэкономическое министерство, формирующее среду, где варятся крупные проекты, ассоциации предприятий и отраслевые объединения.

Несколько слов о микроэкономической политике. Это основной объект нашего интереса в ЦЭМИ РАН и в коллективе, который я возглавляю. Что мы хотим от микроэкономической политики? Хотим ли мы стабилизацию экономических агентов? Или мы хотим ее сокращения? Слишком много предприятий – давайте их соединять, объединять, банкротить их. Или, наоборот, мы хотим расширения этой популяции? Тогда возникает проблема дробления предприятий, разукрупнений… Где политическое решение, которое определяет, что мы хотим от микроэкономической структуры? Его нет.

Назрела реформа корпоративного управления. В этом направлении много лет ничего не делается. В результате предприятия теряют целостность, устойчивость, суверенитет. Стратегическое планирование необходимо на микроуровне. Только стратегический подход к планированию позволит создать целостные предприятия, соединить все слои и группы участников производственной деятельности, собственников, менеджеров, специалистов и работников. Целостное предприятие без стратегии невозможно. Необходимы экономические рычаги, чтобы стимулировать это стратегическое планирование.

У нас нет стратегических образцов производства, а не просто предприятий, которые в этом году получило большую прибыль! Госсектор мог бы стать таким образцом.

Для того чтобы сочетать внешний уровень, макроуровень и внутренний уровень через мезоэкономику, необходимо активизировать участие предприятий в формировании экономической политики – политики государства, отрасли. Это сложная программа, тем не менее её выполнение необходимо.

По материалам научного форума “Абалкинские чтения” на тему: «Стратегия развития и экономическая политика России: вызовы и решения»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here