«Основную массу молодежи надо учить семь лет и на этом общее образование заканчивать»

Гавриил Попов,

Председатель Сената (Совета старейшин) ВЭО России, почетный президент ВЭО России, экс-президент Международного союза экономистов, д. э. н., профессор, академик РАЕН

— Проблема, на которой я хотел остановиться, — это переход от экономики трудовой жизни к экономике всей жизни. В прошлом жизнь человека делилась на три цикла: подготовительный (детство), трудовая жизнь и заключительный. Сегодня очевидны несомненные изменения в самом цикле человеческой жизни. Есть объективная необходимость в длительной учебе, но почему-то эта длительная учеба оказалась полностью оторванной от труда. До 25 лет человек выступает в роли некоего недоросля. Бесплатное образование и государственные стипендии стали своего рода попыткой общества откупиться от молодежи, дать ей взятку за готовность сидеть, ничего не делать и чего-то ждать. Вот эта взятка и определяет нынешнюю ситуацию.

Основную массу молодежи надо учить семь лет и на этом общее образование заканчивать. Молодежь должна учиться совмещать работу с учебой, идти на работу сразу же после седьмого класса и к 18 годам получать несколько профессий, потом выбирая, какую из них они хотят. Если у них появится желание учиться дальше (это, может быть, с возрастом появляется), должно быть дистанционное, заочное, вечернее образование. Миллионы молодых людей, которые начнут работать в 12–13 лет и учиться одновременно — они и составят сектор, который я называю, и не я,

а многие теоретики на Западе называют «сектор безбородой занятости». Вот эти миллионы людей из «сектора безбородой занятости» — это важнейшая проблема экономики.

Не менее антиномной выглядит и так называемая старость. Благодаря успехам медицины старшее поколение здорово. Оно может работать долгие годы, и в 70, и в 75 лет, а мы их всех выбрасываем всеми способами из сферы труда. Надо дать возможность работать и раз в неделю, и два раза в неделю, и два-три часа в день. Тогда возникает сектор, который на Западе исследователи тоже называют «сектор серебряной занятости», сектор пожилых. Я думаю, что это тоже важнейшая будущая проблема экономики. И, наконец, третья проблема. Сотни лет работа женщин дома была краеугольным камнем цикла воспроизводства человеческой жизни. Сегодня в семье один-два ребенка. Нужно ли ради этих одного-двух детей создавать многолетнее домашнее хозяйство? Этих женщин надо пустить работать. Я думаю, что сфера занятости женщин, фиктивно прикрываемая сейчас требованиями и лозунгами о равноправии, должна стать сферой постоянного анализа экономики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь