Александр Мурычев,
вице-президент РСПП, член Президиума ВЭО России, д.э.н.
Что нас может ожидать с точки зрения бизнеса и каков его взгляд на развитие экономики и вовлеченность в изменение ее структуры? 2023 год, конечно же, оказался для российского бизнеса, с одной стороны, непростым, а с другой стороны, дал уникальные возможности для развития. По всем показателям у нас наблюдался рост. По всем параметрам крупный бизнес запустил масштабные высокотехнологичные импортозамещающие проекты. Более 80% опрошенных компаний РСПП реализовали инвест-программы в 2023 году. Такой же показатель с учетом нашего опроса ожидается и в 2024-м. Это говорит о том, что, несмотря на сложности у больших, да и средних компаний, предприниматели видят будущее своего бизнеса в России и все больше вовлекают собственные возможности, в том числе и с других рынков, на проекты, которые реализуют сами.
Компании по данным 2023-го и начало 2024 года динамично выходят на новые рынки, существенно наращивают инвестиции в человеческий капитал, растет доля предприятий, которые основывают свой бизнес на принципах ответственного ведения бизнеса. Деловая среда, как наши компании оценивают, улучшается, и это говорит об очень динамичной связи с Правительством. Мы успешно реализовывали проекты и мероприятия с Правительством Российской Федерации, и они дали, конечно, свой результат, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Это не означает, что бизнес не имеет проблем, ограничения, без всякого сомнения, существуют, и несколько слов о них.
Прежде всего, это кадровый дефицит.
Данная проблема фиксируется с момента, когда мы начали опрос, в 2008 году. По итогам 2023 года и первого квартала 2024-го этот показатель экстремально вырос, и кадровая проблема встала в первые ряды проблем, которые испытывает бизнес, прежде всего по квалифицированным специалистам, которые необходимы сейчас для обеспечения технологического инновационного прорыва.
Вызовом для российского бизнеса в 2023 году стала, конечно, организация закупки сырья, комплектующих, оборудования. Среди основных ограничений деятельности отмечается как ухудшение условий поставок, так и ухудшение условий транспортировки закупаемой продукции. Мы также отмечаем рост цен на отечественную продукцию, к сожалению. В первом квартале 2024 года, правда, ситуация стала немного меняться в лучшую сторону, но посмотрим, как будет развиваться в целом 2024 год.
Валютную нестабильность отмечают практически все наши предприятия, и тут очевидно существует проблема. Ограничения импорта, неплатежи со стороны контрагентов также серьезно сдерживали и сдерживают развитие производств промышленности. В 2023 году около 25% компаний жаловались на недостаток оборотных средств, и к концу года их доля немного снизилась. При этом стабильно на протяжении 2023 года примерно 10% наших компаний заявили, что у этих компаний проблем нет и не предвидится. Небольшой процент, но он есть.
На съезде РСПП, который состоялся в апреле текущего года, мы утвердили «100 шагов к экономическому лидерству» по более чем 20 ключевым блокам, включая вопросы защиты прав собственности, снижения рисков необоснованной деприватизации, повышения эффективности фискальной сферы, развития финансового рынка, кадрового обеспечения и так далее.
Несколько слов об этом.
Предложение о недопущении необоснованной деприватизации полностью поддержано Президентом Российской Федерации, который присутствовал на съезде. Он прямо указал, что речь идет не о пересмотре приватизации, а о случаях, когда действие или бездействие собственников предприятий, имущественных комплексов наносит прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам. При этом РСПП предложил создать правовой механизм, защищающий интересы добросовестных приобретателей имущества в случае выявления нарушений при приватизации, в том числе посредством возмещения разницы между ценой сделки и рыночной стоимостью имущества на момент изъятия приватизационного имущества.
Практика по изъятию государственной собственности в собственность добросовестных приобретателей имущества, решения о приватизации, которые ранее были приняты неуполномоченным лицом, остаются одной из самых острых проблем для крупного и среднего бизнеса на текущий момент. Для защиты добросовестных приобретателей, которые не участвовали в приватизации и не могли знать о допущенных со стороны государственных служащих нарушениях, необходимо, на наш взгляд, в законе «О приватизации» прямо закрепить порядок исчисления пресекательного срока исковой давности. Мы предложили 10 лет. Одновременно целесообразно проработать механизм справедливого возмещения при изъятии у добросовестного приобретателя имущества стоимости такого имущества и производственных инвестиций, которые часто значительно превышают стоимость самого приватизированного ранее имущества. Безусловно, необходимо при этом противодействовать нарушению антикоррупционных запретов, ограничений, но такая ответственность должна быть детально регламентирована исходя в том числе из принципа соразмерности характеру нарушения.
В фискальной нагрузке нам нужна предсказуемость и стабильность, поэтому мы эти предложения пакетом вынесли на рассмотрение Президенту и передали Правительству. От бизнеса сейчас приходит ряд существенных предложений в данной сфере. Прежде всего речь идет о том, что необходимо перейти от вынужденных, временных, точечных решений к системным мерам, которые будут основываться на долгосрочном видении того, как фискальная нагрузка будет ложиться на бизнес. Также важен отказ от постоянного продления временных мер. Для этого сейчас настал момент, и нужно переходить к системным решениям.
Бизнес готов в том числе финансово участвовать в решении масштабных задач развития страны, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию.
Вместе с тем мы полагаем, что надо учитывать следующие предложения.
Нужно обеспечить стабильность и предсказуемость фискальной нагрузки на 5–7 лет, включая восстановление устойчивых, в долгосрочной перспективе ключевых условий налогообложения. Это очень тревожит наш бизнес, поэтому это важная задача, которую мы видим решать совместно с Правительством.
Мы предлагаем сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль для IT-компаний и в текущем, и в последующем году.
Донастроить налоговое законодательство по чувствительным для бизнеса вопросам, включая оценку фискальных решений, принятых в 2023 году. Необходимо, на наш взгляд, пересмотреть параметры экспортной пошлины с учетом экономического положения отраслей.
Активизировать стимулирование инвестиционной активности компаний с использованием фискальных мер, включая дифференциацию налогообложения в зависимости от инвестактивности. Здесь главный принцип: если компания вкладывает больше инвестиций в развитие производства, эта часть вложений должна из налоговой базы уходить и учитываться при вычете федерального инвестиционного налогового вычета или при ставке налога на прибыль.
Решение вопросов с развитием прежде всего инновационных высокотехнологических проектов и креативных индустрий. Здесь нужно распространять режим нулевой ставки налога на добавленную стоимость, на сделки со всеми видами объектов интеллектуальной собственности – это также очень важная задача, которую бизнес ставит перед Правительством.
В финансовой сфере требуется выработка новых проактивных решений, в том числе в части расчетов по внешнеэкономической деятельности с участием российских компаний. Здесь, конечно, необходима детальная проработка наиболее перспективных с тактической и стратегической точек зрения решений в сфере расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности российскими компаниями. Здесь должна быть целостная концепция, которой пока нет. РСПП с Правительством и Центральным банком старается выработать такую концепцию.
Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал наше предложение по обеспечению активной роли России в создании альтернативной валютно-финансовой системы в мире. Мы передали на рассмотрение Президенту предложения, он дал резолюцию рассмотреть и в большей степени учитывать их, в том числе имея в виду осеннюю встречу в Казани руководителей стран БРИКС, потому что эта тема должна рассматриваться, наверное, начиная с площадки БРИКС, ЕАЭС, и с наших площадок, которые, конечно же, могли бы стать триггером реализации подобных проектов.
На ближайшем заседании Комитета по финансовой политике РСПП планируем обсудить механизмы повышения роли финансовой системы России в суверенизации платежно-расчетных отношений в мире и перспективные подходы к формированию альтернативной финансово-валютной системы. У нас очень непростая ситуация, очень странная. Мы являемся учредителями, акционерами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС, но мы не можем получить от них никакого кредита. Это, конечно, парадоксальная ситуация: мы являемся и спонсорами, и самыми активными участниками, но работать и взаимодействовать не можем.
И, конечно же, цифровые финансовые активы – очень важный момент. Идет развитие законодательства о международных расчетах, есть принятые дополнения в закон о ЦФО, но, к сожалению, на практике оно очень трудно реализуемо. Использование цифровых валют центральных банков для международных расчетов, нам думается, имеет большие перспективы, связанные с использованием в трансграничных платежах цифровых валют и от центральных банков.
Криптовалюты. Вы знаете о том, что во внешнеэкономической деятельности ни Минфин, ни Центральный Банк, в принципе, не возражают против использования криптовалют, но нужна регуляторика, развитие законодательства, которое мы совместно с этими организациями стараемся разработать.
Что касается факторинга и иных механизмов встречных требований для снижения санкционных рисков, мы уже предложили фактически расширение использования факторингового механизма. По предварительным оценкам, требуется, конечно, создание специальной закрытой инфраструктуры, и сейчас эта работа у нас ведется.
Мы предложили механизм повышения вовлеченности Банка России в целевое обеспечение достаточной ликвидностью приоритетных отраслей и проектов, которые соответствовали бы требованиям таксономии проектов устойчивого развития, технологической таксономии. Здесь, нам кажется, очень большие ресурсы у Центрального Банка, но для этого надо обеспечить его бо́льшую вовлеченность за счет развития законодательства прежде всего в части покупки государственных и правительственных бумаг Центральным Банком. Мы предлагаем обеспечить такой механизм покупки таких бумаг, который обеспечил бы большие объемы субсидирования, большие объемы средств, которые могли бы быть привлечены прежде всего для поддержки приоритетных отраслей экономики. Для субсидирования процентных ставок, ипотечных проектов и программ ресурсов бюджета явно не хватает. При этом надо понимать, что механизмы покупки ценных бумаг центральными банками развитых стран активно используются до сих пор и будут использоваться. Мы, к сожалению, такой механизм не используем.