Фокус господдержки должен быть направлен на малый бизнес и граждан, оставшихся без доходов, однако достаточного набора инструментов для такой поддержки сегодня нет. Об этом говорили участники онлайн-заседания диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) «Какие антикризисные меры нужны и возможны в России?».
По мнению ректора РЭШ Рубена Ениколопова, Россия отстает от большинства стран G20 по размерам антикризисной поддержки экономики. Он отмечает, что все экономисты сходятся во мнении, что для того, чтобы не иметь долгосрочных последствий, объем помощи должен быть соразмерен падению ВВП. По консервативной оценке МВФ, ВВП России в этом году упадет на 5,5%, а антикризисная программа примерно в два раза меньше.
Рубен Ениколопов уверен, что Россия может себе позволить значительно нарастить расходы – средства есть. У страны низкий госдолг (менее 15% ВВП по сравнению со среднемировыми 80%) и высокие резервы (накоплено около 10% ВВП в Фонде национального благосостояния).
Директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев привел в качестве примера Германию, где небольшим фирмам с численностью работников до 15 человек выдаются безвозвратные субсидии на выплату зарплат, аренды и коммунальных платежей на три месяца вперед.
Он предложил создать специальную программу поддержки этого сектора по аналогии с ФРГ, которой должны управлять региональные власти, а средства на нее выделит федеральный центр. Объем средств и реестр потенциальных получателей помощи может быть составлен на основе данных Федеральной налоговой службы. Собирать заявления и проводить выплаты можно через госбанки (Сбербанк, ВТБ и РСХБ), они же могут проконтролировать целевой характер расходования денег.