Максим Фатеев, вице-президент ТПП России
– Торгово-промышленную палату России часто спрашивают: «Зачем Арктике малый и средний бизнес?» Подразумевается, что незачем. Казалось бы, основания так полагать есть. Затраты на организацию рабочего места по малому и среднему предпринимательству в Арктике, в среднем, составляют 285 тысяч рублей на одного работника. Тогда как в России – это 16 тысяч. В Арктике 23% этих затрат уходят на оплату труда. В России – порядка 14%. Поэтому в арктических регионах сейчас сосредоточено примерно 2% малых и средних предприятий. За последние три года число субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне сократилось на 11 тысяч, а количество рабочих мест – на 103 тысячи. Однако это не означает, что бизнес в Арктике развивать невозможно, хотя бы потому, что в арктической зоне России проживает два с половиной миллиона человек, у которых такие же потребности в услугах, продуктах питания, красивых вещах, как и везде. Причем потребность эта еще более обострена из-за труднодоступности всех этих благ, к которым мы на Большой земле так привыкли. К тому же крупные предприятия, в том числе и углеводородного сектора зачастую пользуются услугами «смежников-малышей». Неслучайно эксперты говорят, что одно рабочее место в Арктике создает дополнительно 14 рабочих мест. Предприятия малого и среднего бизнеса показывают сильный мультипликативный эффект. По расчетам экспертов, закрытие 50-60% малых и средних фирм чревато падением валового регионального продукта до 10% в год.
Что делать, чтобы малый и средний бизнес в суровых условиях Арктики не скукоживался? Сегодня бизнес-сообществом сформулированы максимально конкретные предложения по следующим направлениям: решение проблем задолженности по налогам, аренде, коммунальным платежам. В частности, предполагается, что через механизмы субсидирования будет снижаться ставка по страховым взносам для работников малого и среднего бизнеса в Арктике до 7,5%. Планируется запуск программы субсидирования процентных ставок по кредитам, причем как инвестиционным, так и на пополнение оборотных средств для сегмента малого и среднего бизнеса. В свою очередь, арктические регионы готовят предложения по местным льготам в рамках этого пакета. Например, многие планируют снизить ставки по земельному, имущественному налогам, упрощенной системе налогообложения.
Важно помнить, что 80% работ при реализации нефтегазовых проектов приходится на долю поставщиков, которыми часто являются малые компании. Кто-то шьет рукавицы, кто-то – спецодежду, кто-то – осуществляет небольшие поставки. В конечном итоге набирается значительный кумулятивный эффект. Исходя из этого, эксперты ТТП России считают важным закрепить, возможно, на региональном уровне необходимость вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса в крупные проекты. Это касается не только участия «малышей» в крупных нефтегазовых проектах, но в развитии арктического туризма, экологических программ и других традиционных отраслей бизнеса.