Юлия Лаврикова,
директор Института экономики Уральского отделения РАН, д.э.н.
Уральский федеральный округ характеризуется тем, что доли и занятых в нефтегазовом секторе, и добычи нефти, газа, и инвестиций – наиболее существенны в Арктике. Уральская Арктика является большим и экономическим, и трудозатратным центром.
В связи с этим мы работаем над тремя направлениями исследований:
во-первых, формирование еще одного транспортного коридора север – юг, восточнее, помимо коридора Мурманск – Москва – Волгоград – Каспийское море;
во-вторых, расширение сухопутных границ в арктической зоне;
в-третьих, модель повышения финансово-экономической и социальной устойчивости муниципальных образований арктической зоны.
Уральский регион России сейчас рассматривается как следующее меридиональное направление с севера на юг, и мы рассматриваем формирование этого направления как новую системную организацию транспортно-логистического комплекса России, где формируются сухие порты вне морских портов. Это нормально для Арктики – такое расстояние между морским и сухим портом. И в этом случае система сухих портов носит многоуровневый характер, поэтому большой Урал может быть на верхнем уровне транспортно-логистической системы. Сухой порт – термин, который продвигает в том числе и Свердловская область. Это потенциальный проект, который позволит, с одной стороны, консолидировать потоки, а с другой стороны, перенаправлять их далее к потребителям.
Мы просчитали три варианта: когда центром сухого порта становится Екатеринбург, Челябинск, Пермь и Тюмень, а морским портом – Архангельск, Индига и Сабетта. Используя аппарат нечетких множеств, мы сделали вывод о том, что с экономической точки зрения наиболее интересен вариант взаимодействия Екатеринбурга и Индиги, сильно проигрывает вариант Екатеринбург – Архангельск и примерно равные позиции у варианта Екатеринбург – Сабетта. Но у срединного варианта появятся преимущества, если будет реализован Кедровый путь из Томска.
Следующий момент, на который мы обращаем внимание, это обоснование расширения границы арктической зоны. Исследуя коренные малочисленные народы, мы видим очень хороший тренд – нарастание их числа, особенно ненцев, в зоне проживания. И в связи с этим мы обосновали расширение арктической зоны за счет Березовского и Белоярского муниципальных районов, эти обоснования направлены в полпредство и затем Президенту Российской Федерации. Практическая значимость этого состоит в том, что расширяется не только площадь арктической зоны, но и численность населения, относящегося к арктической зоне.
Следующий момент связан с расчетом добавленной стоимости: надо точечно смотреть структуру экономики муниципальных образований. На основе анализа территориальных счетов мы посчитали валовую добавленную стоимость, создаваемую в муниципалитетах Ямало-Ненецкого автономного округа. Получилась абсолютно однозначная картина. Львиная доля добавленной стоимости арктической зоны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ, а внутри Ямало-Ненецкого автономного округа – Новый Уренгой, Пуровский район и так далее.
Мы рассчитали добавленную стоимость, создаваемую разными секторами: доходы населения, государственные, нефтегазовых предприятий и сервисных видов деятельности. И видно, что по ряду муниципалитетов добыча природных ресурсов не играет существенной роли, и очень сильно развитие сервисного сектора. Ясно, что для поддержки таких муниципалитетов надо применять другие меры.
Мы посмотрели на соотношение между секторами: госсектор, строительство, сервисные сектора и добыча полезных ископаемых. Видно, что не всегда идет логичная взаимосвязь между ними.
В дальнейшем такие модели позволят выстраивать более точечную политику по отношению к муниципалитетам в Арктической зоне.