Кому нужны стратегические металлы Арктики?

Александр Волков,
главный научный сотрудник, заведующий лабораторией геологии рудных месторождений Института геологии РАН, член-корреспондент РАН

Академия наук уже больше 10 лет ведет научно-исследовательские работы в Арктике.  Естественно, потому что горнодобывающая промышленность – локомотив экономики России, и наша страна извлекает огромное количество стратегических металлов, а также другого стратегического минерального сырья.

Есть прогноз ОЭСР, по которому к 2060 году потребление стратегических металлов должно возрасти с 6 до 20 гигатонн. Естественно, это будет связано с переходом к зеленым технологиям. Одновременно будет необходимо увеличение добычи и обычных металлов, примерно в 3 раза.

В мире нетронутые ресурсы остались не только в России. Во всех странах все больше и больше внимания уделяется Арктике, где даже в отношении к общемировой добыче добывается очень много минерального сырья. Мы в Арктике занимаем доминирующее место. Впереди два региона – Красноярский край и Норильск с огромными запасами платиноидов, меди и никеля, которые в ближайшие 40 лет не закончатся. На втором месте – Мурманская область. Кстати, это единственный регион, большинство полезных ископаемых которого потребляются внутри страны. 

Практически все крупнейшие рудники привязаны к Северному морскому пути. Но если наш Северный морской путь действует, то Северный морской проход, как его называют американцы, наполовину закрыт, то есть он действует небольшими участками: со стороны Гренландии небольшой участок и со стороны нашей Чукотки вокруг Аляски, где есть месторождения. Центральная часть практически не осваивается, так как там очень сложная ледовая ситуация, и во многом поэтому и нет в Соединенных Штатах и в Канаде атомного флота, так как он им не поможет. 

У нас сейчас три крупнейших компании, которые сейчас осваивают арктическую зону России: Фосагро, в Мурманской области, Норильский никель, и в последнее время активно включился Росатом не только атомными ледоколами и ПАТЭС, но геологоразведочными и добывающими проектами. Росатому сейчас принадлежит рудник Ловозеро, который производит основные так называемые «редкие земли» – тантал и ниобий. Половина из них идет нашим потребителям, примерно половина – на экспорт. 

Самый известный из проектов – «Томтор», который приобретен Росатомом. Он отлично проработан, и, несмотря на то, что он сейчас не работает на полную мощность, там достаточно быстро можно организовать производство, и уже титановая продукция Ловозера выпускается для своих нужд Росатома. 

Долго был на слуху полярный литий. По оценкам Минприроды, планируется извлекать 45 тысяч тонн этого металла, но пока никто не знает, сколько лития потребуется в нашей стране. Сейчас всего 5 тонн лития потребляется для производства батарей. Возможно, еще 300 или 400 тонн потребляет для своих нужд Росатом. Предполагают, что в будущем будет нужно 3000 тонн. Получается, большая часть лития идет на экспорт.

В любом случае мы получили хорошо проверенный, хорошо разработанный проект с активными утвержденными новыми запасами. Это не то, что нам досталось от Советского Союза. Этот проект находится недалеко от АЭС, а производство лития – это чрезвычайно энергозатратные процессы, и мы можем получить тут очень хорошую коллаборацию бизнеса с государством. Нужно иметь в виду, что Арктические проекты выходят на большие мощности не сразу, и важно сейчас иметь заделы, которые можно быстро развить.

У нас есть прекрасное золото-медное месторождение Песчанка, требующее больших инвестиций, в Пыркакайском месторождении идут активные работы. Предполагают почти 14 тысяч тонн вывозить на завод в Хабаровск. По олову Россия импортозаместилась благодаря нашим коллегам из Якутии. «Сахаолово» добывает около тысячи тонн плюс «Русолово» со своими двумя тысячами, то есть три тысячи тонн соответствуют тому необходимому минимуму чтобы мы могли не импортировать. 

В заключение скажу, что почти 4 млн километров Арктики – это недоизученные земли, которые можно разведывать. Проводить геологоразведочные работы мы предлагаем в так называемой 200-километровой зоне, потому что эта зона наиболее близка к Северному морскому пути. Там практически по всей территории можно строить причалы, и если будут новые объекты найдены или они уже есть в этой зоне, то их будет экономически выгоднее добывать, чем объекты из глубины территории.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь