Опыт взаимодействия науки, государства и бизнеса в Арктике

Сергей Федосеев,
руководитель Мурманской региональной организации ВЭО России, директор Института экономических проблем им. Лузина Кольского НЦ РАН, д.э.н.

Основой анализа нашего взаимодействия с государством и бизнесом именно в науке является современная недавно появившаяся теория тройной спирали – взаимодействие науки, бизнеса и власти. Понятно, что наука, бизнес и власть должны быть на равных участниками инновационного процесса, и особенно в Арктике, поэтому тройная спираль является основой развития региона и в целом государства.

Первый этап взаимодействия с бизнесом и государством наших научных учреждений – это двойная модель, когда происходит обмен информацией и функциями, например, государственных структур, бизнеса и научных организаций. При тройной спирали возникает более тесная взаимосвязь, которая позволяет более активно выполнять инновационные функции. Эта тройная связь характерна уже для более продвинутых проектов, особенно сейчас это актуально в Арктике.

Все мы знаем, развитие Арктики – это вопрос национальной безопасности Российской Федерации, особенно в условиях нынешней геополитической ситуации. Специфика Арктики – это в первую очередь климат, удаленность, очаговая система расселения. Это серьезно влияет на развитие региональной экономики. Социальные издержки и издержки, связанные с производством, в 3–4 раза превышают издержки, связанные традиционно с более южными регионами, особенно в части энергетики и транспортной инфраструктуры.

Взаимодействие науки, бизнеса и государства должно формировать основу инновационного развития Арктики. Научный сектор в Арктике во взаимодействии с бизнесом и государством становится центром создания новых знаний, инноваций, технологий, ведущим звеном инновационного процесса, источником роста численности квалифицированных и адаптированных к условиях Арктики кадров на местах. Наш центр старается участвовать в этом процессе, достаточно активно сотрудничает с крупными университетами в Арктике и других регионах, и мы привлекаем специалистов. Это сложный, трудоемкий процесс, но кое-что нам удаётся. Предпринимательский сектор как стратегический ресурс для развития экономики Арктической зоны должен стать активным участником, инвестором и потребителем инноваций.

Традиционный вопрос: государство что в данном случае, регулятор или партнер? Этот вопрос мы начали изучать в Кольском научном центре, наверно, 5 лет назад, и выяснили, что чаще это не регулятор, а именно партнер для решения многих вопросов, которые связаны с инновациями и решением насущных проблем.

Институт экономических проблем им. Лузина создан в 1986 году. Мы исследуем, занимаемся проблемами экономики, социально-экономического развития. Основной объект исследований – Мурманская область, в целом северо-запад и Арктическая зона Российской Федерации. Результаты работы серьезные, но они относятся, скорее, к более низкому уровню взаимодействия. Опыт нашего института заключается в первую очередь в выполнении работ по договорам с предприятиями и организациями. Это, в частности, предприятия минерально-сырьевого комплекса, геологоразведка, природопользователи Мурманской области.

С государством наш институт взаимодействует в различных советах по Арктике, основная доля наших контактов – на региональном уровне. Огромный объем работы, активная взаимосвязь с региональными властными структурами. Мы их консультируем, они нам помогают в решении многих проблем, которые связаны именно с нашей и законотворческой, и аналитической деятельностью.

Один из примеров такого взаимодействия с государством – это экспертно-аналитическое обеспечение плановых мероприятий стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации в части обеспечения кадровыми ресурсами. В данном случае наш опыт кадровой работы пригодился на севере. По договорам, в основном, у нас заказы, связанные с разработками механизмов импортозамещения, мероприятий по нивелированию тех негативных последствий, которые возникли в результате санкций.

По трехспиральной модели экономики у нас происходит взаимодействие с предприятиями минерально-сырьевого комплекса Кольского научного центра на региональном уровне. В 2020 году было заключено соглашение с Кировским филиалом АО «Апатит» Фосагро о научно-техническом сотрудничестве. В рамках этого договора предприятие серьезно инвестировало в оборудование для исследований Кольского научного центра. Кольский научный центр предоставил землю, помещение, кадровый потенциал. И с помощью активного участия государства, содействия в урегулировании всех имущественных, налоговых проблем была создана лаборатория по исследованию апатито-нефелиновых руд, переработке нефелиновых руд. Это прорывной проект, который реализован буквально с 2020 по 2023 год, и перспективы очень хорошие. Конечно, были проблемы кадрового обеспечения процесса исследований, потому что экономистов много, а вот обогатителей оказалось не так много, приходилось собирать, уговаривать молодых ребят по всем городам и весям.

Итак, мы видим, как бизнес поворачивается к науке, видим его заинтересованность, хотя модель бизнеса – адаптивная, а не стратегическая. Они не направляют свои усилия на решение стратегических задач. В первую очередь для них актуально давать ответ на те вызовы, с которыми они сталкиваются. Изменились геологические условия добычи – появляются инвестиции в НИОКР. Если их нет, то не возникает и инвестиций. До стратегий нам еще предстоит долгий путь.

Конечно, Арктика – это основа нашего будущего развития, нужны новые платформы, взаимодействия, нестандартные решения, которые позволят реализовать тот потенциал, который заложен в Арктике. В данном случае Арктическая зона Российской Федерации – это надежный тыл национальной экономики России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь