Эксперты выявили 100 «серых» схем при госзакупках

В системе государственных закупок в России оборачивается огромная сумма – треть российского ВВП. При этом большинство дорогих контрактов получают одни и те же игроки. Несмотря на то, что 2013 году была проведена реформа закупочного законодательства, конкуренции на этом рынке по-прежнему нет. В 2017–2018 годах более половины закупок совершены с участием единственного поставщика. Об этом говориться в аналитической записке Центра перспективных управленческих решений, подготовленной совместно с Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ.

Исследование выявило 100 сомнительных приемов, которые применяют заказчики и поставщики для получения «нужного» результата закупки.

Эксперты Центра перспективных управленческих решений полагают, что для использования «недолжных» приемов есть веские причины, многие из которых заложены в самом закупочном законодательстве, в частности, это акцент на «ценовой конкуренции, а не на качестве поставляемых работ, товаров, услуг, требование возвращать бюджетные средства, не освоенные в текущем календарном году, общее усложнение закупочной процедуры, стремление заказчика укрупнить закупку».

В аналитической записке также отмечается неэффективность действующего подхода по контролю за сферой закупок, который подразумевает выборочное рассмотрение жалоб и фрагментарные проверки.

«Поскольку действующая система регулирования закупок не обеспечивает ни должного уровня реальной конкуренции поставщиков, ни высокого качества результатов закупки, очевидна необходимость существенного реформирования», – отмечается в аналитической записке.

По мнению экспертов Центра перспективных управленческих решений, следует, во-первых, отказаться от идеи разработать единую закупочную процедуру, подходящую для всех рынков, и кардинально переработать закон о госзакупках, потому что рынки государственного и корпоративного заказа различаются по уровню конкуренции и новый общий закон не позволит решить проблем с коррупцией и общей неэффективностью процедуры закупок.

Во-вторых, необходимо развитие специализированного («очагового») регулирования сферы закупок: законодательство должно предусматривать уникальные условия для отдельных рынков в зависимости от поставляемых товаров, работ или услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь