В марте российская обрабатывающая промышленность по индексу предпринимательской уверенности занимает третье место среди 15 европейских стран, значительно опережая такие технологические страны, как Германия и Великобритания. Об этом говорится в информационно-аналитическом материале «Деловая активность российской промышленности в марте 2020 года», подготовленном Центром конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ.
«Конечно, можно найти объяснение данным успехам в том, что коронавирусная атака началась в Европе на 3-4 недели раньше, чем в России, а именно это событие в большой степени повлияло на реакцию бизнеса и соответствующее распределение мест, но факт остается фактом», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Но есть и другое объяснение, почему руководители обрабатывающих предприятий в России куда позитивнее смотрят в будущее, чем их коллеги из большинства европейских стран.
Дело в том, что в России вклад промышленной отрасли в ВВП значительно выше, чем в странах с развитой экономикой (примерно 30%).
«Учитывая высокую роль промышленности как экономикообразующей отрасли, ее значительную аффилированность с государством, можно предположить, что она пострадает от прилета «черных лебедей» в меньшей степени, чем услуги, транспорт и даже торговля, – отмечает Георгий Остапкович, – в результате именно промышленность и ее наиболее инновационный и объемный сектор – обрабатывающая промышленность – будет определять в первую очередь общий экономический тренд».
По мнению эксперта, то, что экономика России и ее промышленный сегмент в сентябре-октябре текущего года войдут в полное состояние рецессии – практически неизбежно, тем не менее – это не беда.
«После экономической рецессии и даже кризиса в рыночных экономиках всегда наступает подъем и бум, и за один-два года можно компенсировать рецессионные и кризисные потери, – заявил экономист, – главная проблема при снижении ВВП не в спаде производства товаров и услуг, а в сокращении рабочих мест, снижении реальных доходов домашних хозяйств, интенсификации роста уровня бедности и неравенства населения по уровню доходов».