Российские компании стали реже предоставлять работникам социальные льготы и гарантии, выяснили социологи из НИУ ВШЭ и РАН. Объем социальных услуг, выплат и компенсаций за 2000–2018 годы сократился, как и охват ими сотрудников, говорится в исследовании, опубликованном в «Журнале исследований социальной политики».
Объем социальных гарантий и льгот сократился в 2000–2007 годы на волне появления новых предприятий, которым требовалось решать кадровые проблемы и закреплять конкурентные преимущества. После мирового экономического кризиса 2008–2009 годов ситуация не изменилась к лучшему – компании начали активнее оптимизировать производство и сокращать издержки, в том числе за счет содержимого соцпакетов.
Так, за 2000–2018 годы:
- в 5,6 раза (с 14 до 2,5%) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья;
- в 4,3 раза (с 13,5 до 3,1%) — тех, кто имел доступ к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях;
- в 2,8 раза (с 44,2 до 15,8%) — отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счет предприятия;
- более чем в 2 раза (с 37,7 до 16,6%) — имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных;
- почти в 2 раза (с 14,4 до 8,1%) — получавших компенсацию транспортных расходов;
- в 1,7 раза (с 14,4 до 8,1%) — обеспечивавшихся бесплатным или льготным питанием.
«Нередко работодатели отказываются от принятых ранее обязательств по таким льготам, понимая, что негативных последствий это иметь не будет», — комментируют исследователи.
Единственное, что выбивается из общей картины, — готовность предприятий к расходам по повышению профессионального уровня сотрудников. Обучение в своих компаниях ежегодно проходит каждый четвертый работник.
Социологи отмечают, что социальные льготы чаще получают руководители и ценные специалисты. Реже — неквалифицированные рабочие, то есть те, кто в нуждается помощи в первую очередь.
К примеру, бесплатное лечение или его частичная компенсация доступны лишь каждому десятому из низкооплачиваемых сотрудников. А в группе высокооплачиваемых — примерно каждому третьему.
Такая ситуация приводит к усилению социального неравенства, подчеркивают авторы исследования.