«Расходы большинства россиян на еду – больше 50% дохода»

Олег Овчинников,
руководитель центра аграрных проблем Института США и Канады РАН (из выступления на сессии Координационного клуба ВЭО России)

Знакомясь с перечнем проблем и предлагаемых решений в области российского сельского хозяйства, невольно ловишь себя на мысли, что многие проблемы, как и предлагаемые меры, пусть не дословно, но уже встречались в прошлом. Встречались, констатировались, но не решались. Возникает вопрос: насколько вообще эффективна российская аграрная политика? Речь ведь идёт не о наборе разнообразных и конкретных программ, мероприятий или законодательных инициатив, но о другом, на наш взгляд, более важном.

Позвольте пояснить, что я имею в виду на примере аграрной политики США. Результатом её высокой эффективности является состояние аграрного сектора США – несомненного лидера аграрного мира. Позвольте задать и ответить на следующий вопрос, что лежит в основе высокой эффективности системы госрегулирования аграрного сектора США? По нашему твёрдому убеждению, это основные принципы её организации, которые выработались за 200 лет, но особенно с 30-х годов прошлого столетия.

Их пять. Первое – комплексный характер аграрной политики. Структура её мер охватывает все разделы функционирования агропродовольственного рынка и дублируется структурой МСХ США. Второе, аграрная политика США отличается централизацией управления аграрным сектором, когда практически все меры аграрной политики проводятся на федеральном уровне. Третье, уникальная роль Минсельхоза США, мощного регулирующего и направляющего научно-исследовательского центра в аграрном секторе страны. Он имеет представительства во всех регионах и непосредственно выходит практически на всех участников аграрного рынка. Четвёртое, основы законодательной базы регулирования сельского хозяйства США составляют федеральные законы, принимаются каждые 5-7 лет и состоят из программ с плановыми показателями финансирования. И наконец, пятое. Аграрную политику отличает динамизм развития и многочисленность инструментов регулирования. Они постоянно совершенствуются. Мы уверены, что эти принципы универсальные и являются условием построения эффективной системы мер аграрной политики.

Как эти принципы присутствуют в российской практике? Все они, за исключением одного, не выполняются. Уверен, что это и есть основная причина низкой эффективности мер российской аграрной политики. Думая, как оценить то, что мы имеем в российской аграрной политике, я вспомнил слова Христа в Нагорной проповеди. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Современная аграрная политика России есть, образно говоря, то худое дерево, которое не в состоянии принести доброго плода, где все те прекрасные предложения, которые содержатся в докладе, я бы сравнил с попыткой лечить симптомы болезни, вместо того, чтобы лечить её первопричину. А этой причиной является неэффективность, я бы применил слово «порочность», принципов её организации. А пока мы этого не поймём, мы будем продолжать собираться, что-то предлагать, но КПД наших предложений будет минимальным.

Задачей аграрного сектора является не просто производство достаточного количества продовольствия, но экономически доступного продовольствия для основной части населения. К сожалению, в перечне приоритетных задач этой проблемы нет вообще.

Существует ли эта проблема в России? По данным Росстата, потребительские среднедушевые расходы среднего россиянина на продукты питания составляют в настоящее время около 5,5 тысяч рублей в месяц или 180 рублей в день. Ответьте, пожалуйста, коллеги, каким может быть потребление продовольствия при средних расходах в 180 рублей в день? Я попытался провести эксперимент и прожить на эту сумму некоторое время. Основное чувство, которое я вынес из этого опыта – чувство глубокого унижения – постоянно искать в магазинах жёлтые ценники, невозможность питаться в кафе и купить качественные продукты. Это попросту  унижение человеческого достоинства.

Более того, Росстат утверждает, что свыше половины населения России, находящиеся за чертой бедности, вынуждено платить за питание не 30, а 50 и более процентов своих доходов, и даже при этом отказывать себе в полноценном питании. Напомню, что в США доля затрат населения на продовольствие составляет в настоящее время, в среднем, около 8-10%. Это очень высокие показатели поддержания высочайшей доступности продуктов питания является одной из прерогатив социальной и экономической политики государства. Уверены, что без учёта описанной проблемы, анализ развития АПК не может быть полным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь