В России – новое «поветрие». Крупнейшие компании едва ли не поголовно стали создавать корпоративные бизнес-акселераторы. Пять-семь лет назад с той же настойчивостью появлялись бизнес-инкубаторы и индустриальные парки, большинство из которых не просуществовали до сегодняшнего дня. Акселераторы нужны компаниям, чтобы развивать новые направления бизнеса или внедрять новые бизнес-процессы, позволяющие минимизировать издержки.
Зачем крупным компаниям акселераторы?
— Изначально акселераторы формировались для насыщения «воронки» инвестиционных фондов, в рамках которой наращивались продажи и капитализация стартап-проектов с последующим выходом. Сейчас инструмент акселерации активно используют корпорации, работающие в разных отраслях экономики, для развития новых направлений и запуска новых продуктов на базе имеющегося производства, — говорит директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова.
К примеру, согласно стратегии развития ГК Росатом, к 2030 году выручка от новых бизнесов должна составлять 30 процентов от общей выручки. Чтобы «выращивать» эти новые бизнесы внутри компании, в структуре топливного дивизиона госкорпорации – АО ТВЭЛ – в 2018 году и был создан акселератор.
— Без акселератора у фонда или корпорации есть две главные проблемы: конечность «воронки» зрелых проектов и высокие риски работы с незрелыми проектами. Кроме того, без акселератора корпорация тратит 5-7 лет на разработку нового продукта, а с ним, при условии существования развитой инфраструктуры реализации проектов и венчурного финансирования, этот срок можно сократить в два раза, — говорит директор бизнес-акселератора АО ТВЭЛ Станислав Кречетов.
По тому же пути пошла «Северсталь». В этом году компания вместе с Global Venture Alliance и НИТУ «МИСиС» запустила промышленный акселератор для проектов в металлургической отрасли. Он привлекает внешние и внутренние проекты. Внешним поиском компания рассчитывает собрать 150 проектов, из них отобрать 50 в программу акселерации и внедрить на производстве от трёх до десяти решений до конца 2019 года. Через внутренний акселератор «Северсталь» планирует привлечь до 25 проектов и до пяти из них внедрить на предприятиях.
Государство как акселератор
Государственные структуры тоже включились в процесс создания акселераторов. Так, в сентябре 2019 года Минэкономразватия РФ, РВК и Высшая школа экономики запустили экспортную акселерационную программу для 15 компаний, вошедших в проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров». В конечном счете, они должны будут составить стратегию глобально-ориентированных технологических проектов компаний. Лучшие проекты смогут попасть в число проектов Национальной технологической инициативы и получить господдержку до 500 миллионов рублей.
Государственная транспортная лизинговая компания совместно с GenerationS запустила акселератор для проектов в транспортной отрасли. Компания планирует привлечь в акселератор команды, чьи разработки могут быть применены в проектировании, производстве и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного и наземного транспорта. Стартапы будут искать не только в России, но и в странах ЕАЭС, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, а также в Сингапуре и Израиле. Лучшие команды, опять же, смогут участвовать в Национальной технологической инициативе и получить господдержку для дальнейшего продвижения и развития на различных рынках.
Департамент предпринимательства города Москвы в сентябре запустил акселератор социальных проектов – двухмесячную программу ускоренного развития бизнеса для тех, кто недавно запустил социальный бизнес и испытывает проблемы с привлечением клиентов. Поучаствовать в нем могут зарегистрированные в столице компании, которым профессиональные трекеры помогут найти новые «точки роста» их социального бизнеса.
Кто ищет акселератов?
Интересно, что на рынке уже появились игроки, предлагающие корпорациям помощь в сопровождении акселерационных программ, так что им уже не обязательно набирать свой штат специалистов для обеспечения работы акселератора. Такие услуги, к примеру, предлагает уже названная компания GenerationS, входящая в структуру Российской венчурной компании (РВК), а также Сколково, ФРИИ, КРОК.
Так, GenerationS уже запустила акселераторы для ВТБ, Airbus, Unilever, Michelin, «Алроса», «Илим». ФРИИ провел полтора десятка корпоративных акселераторов и запустил около сотни пилотных проектов с компаниями «Камаз», «Сбербанк», «Билайн», «Леруа Мерлен» и другими. Фонд «Сколково» организовал корпоративный акселератор с международной биофармацевтической компанией AstraZeneca для проектов в области онкологии, сердечно-сосудистых и аутоиммунных заболеваний, а совместно с системным интегратором «АйТеко» был создан акселератор для высокотехнологичных проектов в сфере ритейла и финансового сектора.
— На рынке появляются разные игроки, специализирующиеся на конкретной отрасли или уровне проектов. Например, ФРИИ специализируется на ИТ-проектах; Fintech Lab – на банковских и страховых продуктах; Рыбаков Фонд – на социальных проектах и т.д., — говорит Екатерина Петрова.
Насколько полезны акселераторы?
По словам Екатерины Петровой, в мире пока нет единой методики, дающей возможность оценить вклад акселераторов в развитие предпринимательства и, в конечном счете, в ВВП страны.
Корпоративные акселерационные программы в сумме получили инвестиции в 206,7 миллиона долларов в 11 305 стартапов.
Дальше всех в оценке влияния работы акселераторов на экономику страны продвинулась Австралия: там в структуре правительства существует департамент промышленности, инноваций и науки, который ставит задачи инновационного развития. Он же частично курирует и деятельность акселераторов, которым установлены КПЭ на создание рабочих мест и увеличение финансирования корпоративных исследовательских и стартап-проектов. Отслеживается как динамика роста этих показателей в отдельности, так и их влияние на ВВП.
Стартапам выгодно сотрудничать с корпоративными акселераторами по нескольким причинам. Во-первых, в процессе обучения они получают доступ ко всем ресурсам корпорации. Во-вторых, у корпораций, как правило, есть возможность привлечь для обучения лучших менторов. В-третьих, у молодых предпринимателей появляется шанс выгодно продать свою бизнес-идею самой корпорации и не заботиться о самостоятельном выживании компании в будущем.
— Стартапы идут в корпоративный акселератор, чтобы достучаться до потребителя в крупной корпорации и протестировать продукт. Это выгодно для них тем, что они получают быстрый доступ к заказчику внутри большой структуры и договариваются о запуске пилотного проекта.
Если пилотный проект доказывает эффективность, происходит полноценное внедрение сервиса или технологии в бизнес корпорации (роллаут), — говорит директор департамента корпоративных программ ФРИИ Ирина Тарасова.
Смогут ли акселераторы стать самостоятельным, приносящим прибыль бизнесом? Возможно, но еще не скоро.
— Способ заработка бизнес-акселератора заключается в инвестировании в определенные стартапы. Это заработок, который начинает приносить дивиденды в долгосрочной перспективе, поэтому о быстром развитии говорить не приходится. Но лет через пять многое изменится, то, что покупается сейчас, при должных обстоятельствах начнет давать хорошую прибыль, поэтому акселераторы будут только развиваться, — считает директор центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина.
Экосистемы будущего
По мнению Екатерины Петровой, акселерационные программы продолжат развиваться, и следующей ступенью после корпоративного акселератора станет создание комплексных экосистем, где потребуется партнерство нескольких корпораций и научных лабораторий, университетов и исследовательских центров.
Автор: Надежда Толстоухова