Павел САМИЕВ, председатель комитета по финансовым рынкам «ОПОРы России», генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром»
Во взрывном росте онлайн-сегментов прослеживаются две тенденции.
Первая – развитие абсолютно новых направлений, таких как телемедицина и дистанционное образование, которые не являются дублирующими альтернативами офлайн-услуг. Это новые рынки.
Вторая – замена канала предоставления услуг на дистанционный, как, например, в торговле. При определенных изменениях ситуации возможно возвращение к более привычному для потребителей формату офлайн.
В этом случае речь не идет о принципиально новых рынках, новых пользователях. Качественное развитие онлайн-составляющей традиционных бизнесов – это очень позитивный тренд. Но изменение структуры предоставления сервиса – это все-таки не про новый спрос, не про рост. Поэтому не стоит рассчитывать, что изменение канала предоставления услуги само по себе способно стимулировать рост, как отраслевой, так и экономики в целом.