«Капиталу» — 150 

Полтора века экономическому труду, изменившему мир. 

Ровно 14 сентября 1867 года «Капитал» Карла Маркса был издан в Гамбурге тиражом тысячу экземпляров. Книга начинается так: «Труд, первый том которого я предлагаю вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1859 г. моего сочинения “К критике политической экономии”. Длительный перерыв между началом и продолжением вызван многолетней болезнью, которая все снова и снова прерывала мою работу». 

ФУРУНКУЛЫ МАРКСА

ПОЛЬ ЛАФАРГ, ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКОНОМИСТ, ЗЯТЬ КАРЛА МАРКСА: 

«Конечно, ”Капитал“ отражает великолепно мощный ум и невероятные познания, но для меня, как и для всех тех, кто близко знал Маркса, ни ”Капитал“, никакое другое его сочинение не раскрывают всей величины его гения и образованности. Он стоит гораздо выше своих произведений».

Читая слова о болезни Маркса на втором курсе университета, я был страшно заинтригован, чем же болел Маркс, нестарый еще мужчина на пороге пятидесятилетия. Позже я нашел ответ в воспоминаниях Поля Лафарга, верного ученика и почтительного зятя. У Маркса снова разыгрался фурункулез, который, как он думал, был результатом нищеты и плохого питания, поэтому Маркс считал капитализм виновником всех своих несчастий, о чем сообщил Энгельсу в письме: «Надеюсь, буржуазия, пока жива, будет иметь причины вспоминать мои фурункулы».

Книга плохо распродавалась — партия Либкнехта в Германии не слишком активно занималась ее распространением, что сильно огорчало Маркса. Он не выручил за нее даже тех денег, которые, как он говорил, потратил на табак, выкуренный во время ее написания. Он снова заболел. И поскольку деньги опять кончились, в октябре Энгельсу в очередной раз пришлось выступить поручителем за ссуду в 100 фунтов стерлингов.

Немецкие рабочие, понукаемые лидерами Интернационала, попробовали почитать книгу, но ничего не поняли. В академических кругах книга встретила ледяной прием.

СУДЬБА КНИГИ

Книга оказалась для читателя настолько неудобоваримой, что марксисты взялись писать сокращенные и популяризованные версии. Наиболее известно изложение Карла Каутского, того самого, к которому с легкой руки Ульянова-Ленина навсегда прилепилась кличка «ренегат».

50 лет спустя после выхода первого тома прусский депутат от социалистов Юлиан Борхардт написал в предисловии к собственной версии (она широко переводилась на другие языки): «Нам не представлялось возможным сохранить довольно значительное количество отрывков в редакции Маркса».

Интересен отзыв русского цензора, дававшего разрешение на публикацию «Капитала в России»: «Несмотря на то что речь идет исключительно о социализме и пролетариате, написано так темно, что никто, и в первую очередь пролетариат, ничего не поймет». Посему — печать дозволяется.

Первый том был единственным, вышедшим при жизни Маркса. Уже после смерти Маркса Фридрих Энгельс скомпоновал из готовых фрагментов и черновиков два следующих тома: «Процесс обращения капитала» (1885) и «Процесс капиталистического производства, взятый в целом» (1894). Смерть Энгельса помешала ему подготовить к печати рукопись заключительного (четвертого) тома, «Теорий прибавочной стоимости», из второго чернового варианта «Капитала», и этот том был впервые опубликован в 1905–1910 годах Карлом Каутским.

ВЕЛИКИЙ ЗНАТОК КАПИТАЛИЗМА

Природу этой неудобоваримости книги приоткрыл в работе «Современное значение экономической теории К. Маркса» Василий Леонтьев, лауреат Нобелевской премии по экономике:

«Маркс был великим знатоком природы капиталистической системы. Как многие личности такого типа, Маркс также имел собственные рациональные теории, но эти теории в общем не всегда последовательны. Их внутренняя слабость проявляется тотчас же, как только другие экономисты, не наделенные исключительным здравым смыслом Маркса, пытаются на основе его проектов развивать марксистскую теорию. … Если, перед тем как попытаться дать какое-либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных отчетах Бюро переписи США и в дюжине учебников по современной экономике».

Василий Леонтьев писал это в 1938 году, когда апокалиптические пророчества Маркса сбылись или, казалось, вот-вот сбудутся. Сегодня, когда коммунистическая идея потерпела крах на всей планете, некоторые вполне серьезные люди утверждают, что и идеи Маркса следует выбросить на помойку.

ГЛАВНОЕ ПРОРОЧЕСТВО «КАПИТАЛА»

Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним сначала пророчество Маркса, которое он произносит с яростью ветхозаветного пророка.

«Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства… Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Где равенство, там нет выгоды

Не стоит отождествлять марксистский анализ с пророчествами неизбежной гибели. И по сей день он предлагает самое глубокое, самое полное исследование, которому когда-либо подвергалась капиталистическая система. Перед нами не просто критика с позиций нравственности, сопровождаемая кивками головы и цоканьем языком по поводу того, насколько порочна жажда наживы, — все это справедливо относительно Маркса-революционера, но никак не Маркса-экономиста. Несмотря на всю заложенную в них страсть, его оценки подчеркнуто беспристрастны, и именно поэтому они остаются актуальными и сегодня.

РОБЕРТ ЛУИ ХАЙЛБРОНЕР, «ФИЛОСОФЫ ОТ МИРА СЕГО»:

«Этот прогноз не так-то легко сбросить со счетов. В России и Восточной Европе на смену капитализму действительно пришел социализм, а в Германии и Италии капитализм уступил место фашизму. И хотя войны, жестокость политических лидеров, направленные усилия революционеров да и просто судьба внесли свою лепту, невеселая истина состоит в том, что изменения произошли во многом по той причине, что была так важна для Маркса: капитализм потерпел неудачу».

В итоге самая совершенная из систем кончает саморазрушением, пытаясь выдавить еще хоть немного из собственного источника энергии — прибавочной стоимости. Развал ускоряется постоянной нестабильностью, присущей экономике, где нет места планированию. И хотя многие силы заинтересованы в продолжении жизни системы, час смертельной схватки невозможно оттягивать вечно.

Почему так получилось? Отчасти дело было в порожденной самой системой нестабильности, которую предвидел Маркс. Череда кризисов один глубже другого, усугубленных разрушительными войнами, лишила низшие и средние классы общества веры в систему. Но это не все.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европейский капитализм рухнул не столько по экономическим, сколько по социальным причинам — и это Маркс тоже предвидел!

Сам он понимал, что экономические недостатки системы не были непреодолимы. Во времена Маркса не существовало антимонопольного законодательства и способов сглаживания циклических колебаний экономики, но эти меры не казались недосягаемыми. В претворении в жизнь Марксовых взглядов на наше общество не было ничего неизбежного в физическом смысле этого слова.

Марксистское предсказание упадка основывалось на политической невозможности исправления системы правительством не только по идеологическим, но и по эмоциональным мотивам. Для излечения пороков капитализма членам правительства нужно возвыситься над собственными интересами, а это реально лишь при условии, что люди освободятся от оков эгоизма. Согласно анализу Маркса, вероятность подобного развития событий была невелика. Обладавший широчайшим видением проблемы Маркс попросту не отвел должной роли социально-политическим факторам — на страницах его работ трудно найти даже упоминание о них.

«КАПИТАЛ» НА РУССКОМ

В 1868 г. Брюссельский конгресс 1 Интернационала рекомендовал перевод «Капитала» с немецкого на другие языки. Однако практическое осуществление этого решения затянулось и русское издание I тома «Капитала» (апрель 1872 г.) было первым переводом, увидевшим свет. Инициатором перевода был кружок, в который входили, в числе других участников, Герман Лопатин и Николай Даниельсон. Почти все члены кружка служили в Петербургском обществе взаимного кредита, где занимал пост главного контролера Даниельсон.

Борьба между капиталистом и наёмным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения.

Вначале за перевод взялся Бакунин, который перевел несколько страниц и застрял. Затем за эту работу принялся Лопатин, который фактически и был переводчиком «Капитала». Он приступил к переводу в 1870 г. в Лондоне, где часто встречался с Марксом, который очень ценил Лопатина и помогал ему своими советами. Маркс говорил, что никто так глубоко не понимает того, что он сделал, и его замыслов, как Лопатин. По его предложению Маркс внес в «Капитал» некоторые изменения и дополнения. Но Лопатин не мог завершить перевод, так как уехал в Сибирь с целью организации побега Чернышевского из ссылки. Побег не удался, Лопатин был арестован и к работе над переводом больше не возвращался. Завершил работу Даниельсон. Качество перевода Маркс, который к тому времени уже изучил в общих чертах русский язык, оценил словами: «Перевод сделан мастерски».

Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах.

Ленин считал лучшим перевод «Капитала» на русский язык, выполненный группой Ивана Скворцова-Степанова, Александра Богданова и Владимира Базарова (первое издание в 1907–1909 годах). Этот вариант перевода вытеснил все прочие — дважды включался в полное собрание сочинений и переиздавался отдельными книгами до 1988 года. Именно по этому переводу советские студенты изучали труд Маркса.

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Ни один экономист до Маркса не считал склонность к кризисам неотъемлемым свойством капиталистической системы, но последовавшие события полностью подтвердили пророчество насчет чередования подъемов и спадов.

Маркс считал, что независимый ремесленник или работающий на себя человек окажется неспособен противостоять натиску массового производства,
и чем дальше, тем большая доля рабочей силы будет вынуждена продавать свой труд на рынке и таким образом вольется в ряды «пролетариата».

Поиск новых технологий производства не будет иметь конца. Промышленный капитализм родился во времена промышленной революции совершенно не случайно: как показал Маркс, технологический прогресс является не просто спутником капитализма, но и одной из движущих его сил. Чтобы выжить, фирмам необходимо заниматься инновационной деятельностью, недолог век того бизнесмена, кто решит жить прошлыми достижениями.

При всякой спекуляции с акциями каждый знает, что гроза когда-нибудь да грянет, но каждый надеется, что она разразится над головой его ближнего уже после того, как ему самому удастся собрать золотой дождь и укрыть его в безопасном месте.

АКТУАЛЬНОСТЬ МАРКСА

Дэвид Лейнпрофессор, почетный лектор Колледжа Эммануэль, Кембриджский университет член Академии социальных наук Великобритании: 

«Размышляя проблемах глобализации, я обратился к Марксу, который отметил, что «национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком,
с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни». Таким образом, Маркс одним из первых обратил внимание на тенденции к нарастанию глобализации, под воздействием которой формируется монолитный капитализм. Для Маркса вопрос о том, что лежит по ту сторону капитализма, решался очень просто: глобальный капитализм в итоге перейдет в социализм».

Питер Нолан, профессор Кембриджского университета, директор Центра исследований развития, директор Программы подготовки высшего менеджмента по Китаю: 

«Диалектический подход имел определяющее значение для Карла Маркса. Он подробно проанализировал феномен капитализма с его дарвинизмом, прогрессивными идеями и интернациональным характером наряду с присущими ему противоречиями, которые должны заложить фундамент для создания нового общества, хотя Маркс крайне мало и неохотно рассуждал о конкретной природе такого общества… В 1990 году количество людей, живущих за чертой бедности на менее 1,9 доллара в день (в ценах 2005 года), составляло 44%. Сейчас этот показатель ниже 15%, то есть мы смогли добиться выдающихся успехов в эпоху капиталистической глобализации, причем абсолютно мирным путем. Все произошло именно так, как предрекал Маркс…

По оценкам Европейского союза, который отслеживает деятельность 2500 ведущих компаний в области расходов на НИОКР, совокупный бюджет этих компаний на исследования составляет примерно 90% всех соответствующих расходов. Кроме того, 85% приходится на 500 самых крупных корпораций. Эти компании не просто занимаются разработкой и производством новых технологий, но, максимально использовав преимущества своего относительно недавнего вхождения в мировую экономику, вследствие толчка, который описывал Маркс, смогли распространиться по всему миру».

Джеймс Гэлбрейт, профессор Техасского университета: 

«Что такое «капитал»? Для Карла Маркса это была социальная, политическая и правовая категория — средства контроля над средствами производства доминирующим классом. Капитал мог быть деньгами, мог быть машинами, он мог быть постоянным и изменчивым. Но суть капитала никогда не была вещественной или финансовой. Это — власть, которую капитал дает капиталистам, а именно полномочия на принятия решений и извлечения добавочной стоимости из труда рабочего».

Автор: Алексей Савин 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь