Сергей Глазьев о перспективах роста ЕАЭС

Сергей Глазьев,
академик РАН, действующий член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии

Технологическая революция свершилась

Точку бифуркации, связанную со сменой технологических и мирохозяйственных укладов, передовые страны уже прошли. Комплекс производств, который формирует ядро нового технологического уклада – нано, биоинженерные, информационно-коммуникационные, цифровые, аддитивные и так далее – вышел на устойчивый рост. Траектории – во многом экспоненциальные по многим технологиям. Это говорит о том, что технологическая революция свершилась. Страны, которые сумели оседлать первыми новую длинную волну Кондратьева, сегодня успешно развиваются и идут вперёд опережающими темпами. Они находятся в Юго-Восточной Азии. Все прогнозы говорят о том, что Юго-Восточная Азия становится ядром нооинтегрального и ноотехнологического уклада. Мы в Евразийском экономическом союзе пытаемся сегодня глубже взаимодействовать и интегрироваться с этим новым центром мировой экономики. Старый центр с ядром в США и ЕС, периферией которого пришлось стать России, сегодня действительно находится в зоне турбулентности, хаоса и распада. Как говорят математики, функционирование долларовой финансовой системы вошло в режим с обострением, то есть фактически это влечет за собой неуправляемый хаос и предрекает распад той мировой финансовой системы, которая сегодня в судорогах пытается нас удушить санкциями.

Новый мирохозяйственный уклад, можно сказать, уже виден. Он сформировался. Он действительно подтверждает переход к ноономике в том смысле, что нравственные императивы становятся важнейшей составной частью регулирования экономики. И в Китае, и в Индии, которые формируют два полюса нового мирохозяйственного уклада, мы видим в системе управления примат общественных интересов над личными. Главной целью экономического регулирования является рост благосостояния граждан и сочетание стратегического планирования и рыночной конкуренции. Государство определяет основное направление развития, регулирует рынок таким образом, что поддерживаются те формы предпринимательской деятельности, которые обеспечивают рост благосостояния, и это дает потрясающий экономический рост. Это новая система управления, как предрекали нам классики теории конвергенции – уже упомянутый Гэлбрейт и ряд наших академиков, в частности, Олег Тимофеевич Богомолов. Действительно, мы видим интегральную систему управления. Она объединяет лучшие качества советской системы стратегического планирования и рыночную конкуренцию как механизм обеспечения эффективности экономического развития.

Новый тип государственного управления улавливает все предыдущие достижения. Это государство социальное, суверенное, демократическое, правовое, сложное, партнерское. Это прежде всего государство развития, которое ставит перед собой задачу максимально полного создания благоприятных условий для творческой самореализации людей.

Новый тип интеграционных процессов

В части интеграции мы видим новый ее тип, где фиксируется добровольность международных обязательств. В этом смысле Евразийский экономический союз является примером нового типа интеграции, где соблюдается суверенитет всех стран, главенствует уважение друг к другу, учет взаимных интересов, и, в отличие от бюрократической империи Европейского Союза, все решения, по сути, принимаются консенсусом. Мы в этом году отмечаем 15-летие Евразийского экономического союза, который начинался в 2008 году с создания Комиссии таможенного союза, и за эти 15 лет было принято более 10 тысяч нормативных решений, именно консенсусом. Можно по пальцам пересчитать примеры, когда страны применяли право вето. Это единство строится на строгих правовых началах, и я думаю, что перед странами БРИКС сегодня стоит задача перехода к новой системе валютно-финансовых отношений, которая будет основана на международном договоре, в отличие от той хаотической системы, которая основана на приватизации мировой валюты небольшой группой стран Запада, которые из своей валюты сделали инструмент политического давления и, по сути, гибридной войны.

Евразийский экономический союз как пример интеграции нового типа строится, как я уже сказал, на уважении суверенитета, на добровольности, взаимовыгодности, на консенсусном принципе принятия решений, и это интеграция ограниченного типа, потому что раз мы признаем национальный суверенитет, мы не можем никого заставлять делегировать суверенные функции наднациональному органу. Поэтому наш функционал ограничен торговлей, и, переходя уже к перспективам дальнейшего развития Евразийского экономического союза в современной ситуации, хочу отметить, что новый мирохозяйственный уклад, на который мы ориентируемся, кардинально отличается от вашингтонского консенсуса, который был выражением имперской политики оставшегося после краха Советского Союза единственного ядра имперского мирохозяйственного уклада: США и ЕС. Мы видим, что целью денежно-кредитной политики становится создание условий для наращивания инвестиций, и именно таким образом обеспечивается макроэкономическая стабильность за счет роста выпуска товаров и повышения эффективности, благодаря внедрению результатов научно-технического прогресса.

Внешняя экономическая политика ориентируется на сочетание конкурентных преимуществ. Вместо либеральной глобализации мы видим, что главным трендом международного сотрудничества становятся совместные инвестиции. Именно на это ориентирован «Один пояс – один путь»: совместные инвестиции без какого-то насилия, без навязывания партнерам шаблонов. Это сочетание конкурентных преимуществ, это синергия, это игра с ненулевой суммой, и совместные инвестиции призваны создавать условия для роста благосостояния интегрирующихся стран. Именно совместные инвестиции становятся главным стержнем современного внешнеэкономического сотрудничества. Налогово-бюджетная политика приобретает стимулирующий характер. Это обеспечивает перераспределение рентных доходов в пользу инвестиций. Государство контролирует пропорцию ценообразования, и проводится активная промышленная политика. Огромную роль играют институты развития, которые канализируют целевую кредитную эмиссию в перспективных направлениях инвестиций. В трудовых отношениях мы видим участие трудящихся в управлении предприятиями, что необходимо для раскрытия творческого потенциала личности. Огромную роль играет природопользование, которое становится важнейшим условием устойчивого развития. Ну, и государственное управление ориентируется на рост благосостояния людей.

Разумеется, для достижения успеха необходимы высокие темпы экономического роста.

Направления развития ЕАЭС

Я бы хотел познакомить вас вкратце с дискуссией, которая сегодня идет у нас в части разработки основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза до 2035 года. Параллельно мы работаем над реализацией декларации, которую приняли главы государств о развитии ЕАЭС до 2030 года и перспективах до 2045 года.

На какие темпы роста мы должны ориентироваться? Политическое решение заключается в том, что наши темпы роста должны быть среднемировыми. Но что такое среднемировые? Китайское экономическое чудо, которое показало за 20 лет рост производства в 5 раз, достигнуто за счет опережающего роста инвестиций в 8 раз, а инвестиции были профинансированы за счет активной целевой кредитной политики. Мы, к сожалению, развивались как периферия США и Европейского Союза, поэтому наши темпы роста были такими же, как и у ядра уходящего имперского мирохозяйственного уклада. Мы сейчас не можем похвастаться высокими темпами роста. К сожалению, за исключением прошлого года, мы видим устойчивую тенденцию снижения доли Евразийского экономического союза и в мировой экономике, и еще более стремительно – в азиатской экономике, в Шанхайской организации сотрудничества. Очевидно, что низкие темпы роста связаны с низкой нормой накопления. Мы видим прямую пропорциональную зависимость между темпом роста инвестиций и ростом ВВП. Только Киргизстан может похвастаться высокими темпами роста инвестиций. Все остальные наши государства находятся на уровне близком к тому, который был достигнут 30 лет назад в условиях советской экономики.

Наши эксперты в странах не очень, прямо скажем, оптимистично смотрят на перспективные темпы роста. Несмотря на то, что в прошлом году мы достигли 3,6% и вышли на первое место в Европе по темпам экономического развития, прогнозы наших ведомств на будущий год пессимистичны. Они предполагают снижение темпов роста в полтора раза. Мы с этим согласиться не можем. Мы видим возможности удержания темпов роста развития Евразийского Экономического Союза на уровне не ниже 3-5% в соответствии с основными ориентирами, которые были одобрены главами государств и которые мы сумели выдержать. Мы сумели добиться этих целевых параметров вопреки негативным прогнозам наших денежных властей.

Прошлый год оказался переломным, и этот перелом нужно сохранить. Перелом достигнут за счет резкого роста инвестиций. Во всех странах ЕАЭС – двузначные темпы прироста инвестиций в основной капитал. И что отрадно, обрабатывающая промышленность росла быстрее всего, темпами порядка 7%. Достигнут прогресс по борьбе с инфляцией, но сохраняется высокая волатильность курса рубля, которая влечет за собой и нестабильность в целом нашей валютно-финансовой систем. Эта высокая волатильность связана исключительно с политикой Центрального банка, который бросил рубль в свободное плавание и сделал его игрушкой валютно-финансовых спекулянтов. Надо стабилизировать курс рубля. Не буду сейчас на эту тему останавливаться. Пока у нас положительный торговый баланс, нет никаких причин допускать столь высокую волатильность курса рубля. Мы могли бы жить при фиксированном курсе фактически последние 10 лет и обеспечивать тем самым благоприятные условия для роста инвестиций.

В условиях гибридной войны, которую ведёт Запад против нашей страны, Евразийский экономический союз показал очень высокую способность к адаптации к резко меняющимся не в лучшую сторону внешнеэкономическим условиям. Вы здесь видите, что буквально за два года у нас кардинально изменилась географическая структура внешнеэкономических связей. Первое место сегодня занимает Китай, доля которого уже, по сути дела, компенсировала эмбарго, которое ввёл Европейский Союз. Если раньше половина импорта шла из ЕС, сегодня половина импорта идет из Китая. Бурно растет торговля с Индией, и мы, в общем-то, переориентируемся (это долгосрочная тенденция, она ускорилась за последние два года по этим причинам) на новый центр развития мировой экономики, на ядро нового мирохозяйственного уклада.

Однако для того чтобы войти в ядро, а не остаться на периферии нового мирохозяйственного уклада, необходимо, конечно, обеспечивать техническое развитие экономики, стимулировать модернизацию, реализовывать стратегию опережающего развития на базе нового технологического уклада, и пока здесь у нас, к сожалению, можно констатировать, что во взаимоотношениях с новым центром мировой экономики – Юго-Восточной Азией – мы воспроизводим структуру торговли такую же, которая была после краха Советского Союза, сформировалась в отношениях с Западом, то есть мы поставляем сырье и покупаем готовые изделия.

Какие мы видим резервы роста?

Первое, что на себя обращает внимание – это колоссальный отток капитала. За 12 лет, начиная с 2010 года, вывезено из наших стран порядка 800 млрд долларов. При этом особенно мощно шел вывоз капитала в 2022 году, и если бы эти капиталы оставались в нашем экономическом пространстве, объем инвестиций можно было бы увеличить в полтора раза. Низкая инновационная активность. Расчеты Института народнохозяйственного прогнозирования показывают, что мы могли бы добиться увеличения темпов роста на 1-3% за счёт активизации нашего научно-технического потенциала. Низкая загрузка производственных мощностей, которая позволяет увеличить в полтора раза выпуск промышленной продукции.

Нам говорят, что есть проблемы с трудовыми ресурсами. Да, они есть, но, тем не менее, мы видим резерв трудовых ресурсов ЕАЭС в размере порядка 4 миллионов человек, а также огромные возможности для роста производительности труда, и никаких оснований говорить о том, что экономика перегрета, потому что низкая безработица, нет. Опыт функционирования нашей экономики в прошлом году показал, что на тех же мощностях с теми же трудовыми ресурсами можно увеличить выпуск промышленной продукции на 30%, как это было показано в областях Уральского федерального округа.

Мы сейчас работаем над сценарием опережающего развития. В том, что касается России, на которую приходится 80% экономического потенциала ЕАЭС, мы опираемся на программу опережающего развития, которая недавно была обсуждена и одобрена на Всемирном Русском Народном Соборе. Буквально несколько дней назад Патриарх своим наказом поддержал эту программу. Она хорошо просчитана, основана на современных представлениях о глобальных тенденциях экономического развития, учете нашего научно-технического потенциала и предполагает поддержание выхода на темпы роста в ближайшую пятилетку на 8% ежегодного прироста ВВП, для чего требуется 16%, как минимум, прироста инвестиций.

Мы пытаемся заложить такого рода подход в стратегию опережающего развития для Евразийского экономического союза, идет дискуссия. Я не могу сказать, что эта стратегия будет принята, потому что, к сожалению, центральные банки не входят в контур нашего регулирования и по-прежнему следуют политике Вашингтонского консенсуса, то есть они отстали от жизни очень серьезно и руководствуются примитивными, архаичными догмами, навязанными МВФ и фактически тянут нас назад, не давая экономике развиваться из-за катастрофической нехватки кредитования инвестиций.

Но такие темпы роста вполне реальны, и мы предлагаем принять их за основу. Если мы этого не сделаем, то мы в новом мирохозяйственном укладе тоже зависнем на периферии, не сможем войти в ядро, а возможности для этого у нас есть. И надеюсь, что общими усилиями, призывая экспертное сообщество помочь нам и в России, и в других государствах Евразийского экономического союза убедить наши денежные власти в том, что центральные банки должны не потворствовать валютно-финансовым спекулянтам, обслуживая их интересы, а отвечать за наращивание инвестиций, для чего есть огромные возможности, резервы, связанные с низкой монетизацией и с прекращением утечки капитала, и с перераспределением природной ренты в целях развития и так далее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь