Люди устали работать. Из-за низкой вовлеченности сотрудников мировая экономика теряет почти 9 триллионов долларов в год. Тренд на «тихое увольнение» — когда человек не уходит, но прилагает на рабочем месте минимум усилий — не новый, но в последнее время он набирает обороты. В том числе и в России.
Настроение на нуле
Больше половины (58%) сотрудников по всему миру признались, что работа для них — это борьба и преодоление. Еще 8% заявили, что страдают на работе, показал ежегодный отчет Gallup о состоянии глобального рынка труда. Исследователи отмечают, что вовлеченность людей в работу не растет, а их удовлетворенность и чувство благополучия падают. Из-за этого мировая экономика теряет 9% ВВП в год — это почти 9 триллионов долларов.
Выгоревшие и уставшие работники не увольняются, но и не стараются — они делают минимум и никогда не берут на себя дополнительные обязанности. О «тихом увольнении» заговорили в 2022 году — тогда в TikTok появился ролик, рекламирующий такой подход к работе. Возможно, из-за того, что видео появилось в любимой соцсети поколения зумеров (родились с 1997 по 2012 год), тренд стал ассоциироваться с очень молодыми людьми. Но, как показывают данные Gallup, «тихо увольняется» не только молодежь.
В среднем по миру около 65% сотрудников на работе «тянут время», причем в развитых экономиках таких больше, чем в развивающихся. В Италии и Японии, например, «процветают» на работе (в терминологии Gallup это означает высокую вовлеченность, развитие, стремление брать на себя больше) всего 5%. Зато в Северной Македонии и Монголии — 35% и 36% соответственно. Экономисты полагают, что это может быть связано с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодежи — люди считают, что им повезло просто иметь работу, неважно какую.
В России женщины «процветают» на работе чаще мужчин — 25% и 19% соответственно. А поколение старше 40 лет — чаще, чем люди моложе этого возраста (23% и 21% соответственно).
Динамика настроений работников в 2018 – 2022 гг., в среднем по миру
Источник: State of the Global Workplace 2023 Report
Вовлечены в работу, % | Испытывают стресс бОльшую часть рабочего дня, % | Считают, что сейчас хорошее время для поиска работы, % | |
2018 | 19 | 37 | 51 |
2019 | 22 | 38 | 55 |
2020 | 20 | 43 | 44 |
2021 | 21 | 44 | 45 |
2022 | 23 | 44 | 53 |
В среднем по миру из родившихся после 1989 года (это поколение поздних миллениалов) 54% не вовлечены в работу, отметил главный научный сотрудник Gallup Джим Хартер. По его мнению, отношение этих людей к работе изменилось после ковида — многие из них разочаровались в карьерном росте и решили делать не больше необходимого минимума. Это подтверждают данные исследовательского института ADP, согласно которым число сотрудников, испытывающих стресс на работе хотя бы раз в неделю, растет. В прошлом году таких было 67%, до пандемии — 62%.
С одной стороны, пандемия и привычка к удаленной работе привели к переоценке ценностей и приоритетов. С другой — эксперты рынка труда отмечают, что «тихое увольнение» — не новое явление, и те, кто не стремится перерабатывать, были всегда. Профессор бизнес-школы Колумбийского университета Стефан Майер указал, что за последние 15 лет не были вовлечены в работу более 86% сотрудников во всем мире. «Возможно, после пандемии этот показатель несколько увеличился, но это не новое явление», — считает он. Журнала Fortune ссылается на опрос «деловой» соцсети LinkedIn, согласно которому 37% пользователей назвали «тихое увольнение» историей, которая «стара как мир». По мнению профессора Майера, невовлеченность может быть связана с тем, что сотрудники не чувствуют отдачу от работы и свою полезность, а работодатели сосредоточены только на производительности и контроле.
Зависимость уровня стресса на работе от вовлеченности и типа занятости
Источник: State of the Global Workplace 2023 Report
Вовлечены в работу, % | Не вовлечены в работу («тихо уволившиеся»), % | Активно не вовлечены в работу (совершают действия, которые вредят работодателю), % | Испытывают стресс бОльшую часть рабочего дня, % | |
Полная удаленка | 32 | 46 | 22 | 43 |
Гибридная занятость | 34 | 48 | 18 | 45 |
Работа в офисе | 29 | 38 | 33 | 38 |
Как у нас?
В России 45% рекрутеров сообщили об увеличении количества выгоревших сотрудников в 2023 году, показало исследование сервиса Работа.ру. Четверть работодателей уверены, что их сотрудники стали больше лениться и меньше работать, а 17% отметили снижение вовлеченности и лояльности сотрудников. Также 39% респондентов указали, что в 2023 году работники более активно увольнялись по сравнению с 2022-м годом.
Растет и количество «тихо уволившихся», отмечают специалисты по рынку труда. «В России последние годы явление «тихого увольнения» действительно стало заметнее, особенно на фоне глобальных изменений в подходах к работе, которые у нас произошли из-за пандемии в том числе, — рассказала Ирина Романова, управляющий консультант рекрутинговой компании Get experts. — Люди начали больше ценить баланс между работой и личной жизнью, уделять внимание своим увлечениям, личным потребностям. Однако, это не совсем новый тренд, всегда существовали сотрудники, которые выполняли базовые задачи, предъявляемые к их работе, и спокойно шли домой в 18:00, и те, кто готовы были брать на себя сверхзадачи, проявлять инициативу, предлагать и лидировать всевозможные проекты, посвящая этому сверхурочное время».
«Тихое увольнение», по ее словам, становится заметнее на стыке сменяющихся поколений. Например, зумеры в целом более критично относятся к переработкам. Они выросли в условиях, где тема ментального здоровья активно обсуждается, и осознают важность личного благополучия. Для них важно иметь время для собственных интересов и самореализации за пределами работы.
Современное поколение реже видит в работе смысл всей жизни, как это было раньше, соглашается и эксперт Карьерного маркетплейса hh.ru Елена Алымова. Неудивительно, что для них важнейшим нематериальным фактором мотивации стал баланс между работой и личной жизнью. «Для поколений миллениалов и зумеров может быть характерен гостинг – ситуация, когда сотрудник внезапно исчезает с работы, например, выходит на обед и больше не возвращается», — добавляет эксперт. С таким явлением хоть раз встречались до 90% работодателей — где-то кандидат, выглядевший заинтересованным и мотивированным на собеседовании, не выходить в первый рабочий день, а где-то сотрудник уже начинает работать, но потом пропадает и перестает отвечать на звонки.
Пандемия, заставившая многих перейти на удаленную работу, стала переломным моментом, полагает Алымова. Границы между рабочим и личным временем размылись, появилась привычка отвечать на рабочие письма в любое время суток и засиживаться допоздна за ноутбуком. Это привело к выгоранию, когда люди даже в отпуске чувствовали себя обязанными быть на связи и следить за рабочими чатами.
Ирина Романова считает, что причины «тихого увольнения» могут быть разными, но все же чаще всего оно является симптомом демотивации и выгорания сотрудников. А они в свою очередь могут возникать на почве недовольства задачами или оплатой труда, стресса, перегрузок, отсутствия возможностей развития, обилия рутины, различных несправедливостей, конфликтов (с коллегами, начальством, клиентами), недооцененностью, а также расхождения с ценностями и целями компании.
За рубежом причины похожие: как показал опрос одного из крупнейших сайтов по поиску работы Monster, 61% сотрудников, проявляющих признаки «тихого увольнения», просто выгорели. А более 70% рассказали о постоянных переработках и перегруженности из-за дефицита кадров в компании.
Эксперты предупреждают, что «тихое увольнение» — негативный фактор для работодателей, так как оно влияет на общую продуктивность и моральный климат в коллективе. Сотрудники, которые работают на минимуме своих возможностей, могут замедлять развитие компании и усложнять работу тех, кто вовлечен и мотивирован. Однако, стремиться к тому, чтобы все сотрудники брали на себя больше задач и перерабатывали, тоже не стоит. Важно находить баланс и создавать условия, при которых сотрудники будут чувствовать себя мотивированными и удовлетворенными своей работой, отмечает Ирина Романова.
Однако не все компании интересуются психологическим состоянием сотрудников и их вовлеченностью. Есть организации, которые стремятся стать подобием киборга, где каждый сотрудник – просто кнопка, говорит психолог, консультант по управлению компании «Инкорпоре» Илья Костенчук. Появляется нужный сигнал, и кнопка должна сработать – сделать то, что необходимо в соответствии с сигналом. Здесь люди не любят работодателя и гигантская текучка. Но бизнес таков, что работодателя это не беспокоит, и он продолжает строить киборга.
Готовы к труду
В то время как одни россияне «тихо увольняются», другие не могут оставить рабочие задачи даже на отдыхе. Согласно летнему опросу hh.ru, почти половина работающих россиян (44%) признаются, что работают во время отпуска. При этом каждый третий (33%) объясняет это повышенным чувством ответственности. У 32% просто большой объем задач, 28% помогают коллегам и 17% получают удовольствие от выполнения рабочих задач даже во время отдыха.
Исследование Работа.ру показало, что 31% россиян считает себя трудоголиками, а каждому десятому трудоголизм мешает работать. Чаще всего это ИТ-специалисты. Среди тех, кто считает себя трудоголиком, половина не может отказать коллегам в помощи по работе даже в свободное время, 43% отметили, что часто задерживаются на работе, а 28% часто работают в отпуске. Также 27% берут рабочие задачи на выходные, а 25% имеют одну или несколько подработок.
И это другая крайность, так же далекая от «процветания», о котором говорит Gallup, как и низкая вовлеченность. «На трудоголизм можно посмотреть с разных сторон: это может быть сильной вовлеченностью в работу, когда дело становится очень интересным и захватывает настолько, что уже трудно остановиться. Это может быть и вариантом зависимости, когда человек чувствует себя достойным отдыха, только когда он чрезвычайно устал и почти изможден», — отметила врач-психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Якуба.
Эксперты полагают, что следить за состоянием сотрудников и их вовлеченностью должен работодатель. Для профилактики «тихих увольнений» важны своевременное признание и вознаграждение за достижения, возможности обучения и развития, моральная поддержка. «В условиях кадрового дефицита на рынке труда привлечение и удержание сотрудников является важной задачей работодателя. Дополнительные льготы и преимущества, предлагаемые сотрудникам, могут стать мощным инструментом для привлечения и удержания ценных кадров, повышая мотивацию, удовлетворенность и производительность труда, а также создавая более позитивную рабочую атмосферу», — заключила Елена Алымова.
Автор: Андрей Смирнов