Уже к 2025 году половина мировой экономики, по прогнозам McKinsey, будет приходиться на совместные модели потребления. Самые быстрорастущие сегменты – это путешествия, каршеринг, финансы, поиск персонала и стриминговые музыкальные и видеосервисы.
Поделись машиною своей
Эксперты считают, что потенциал у шеринговой экономики (от английского share – делиться – Ред.) огромный. Так, в PwC прогнозируют, что ее объем вырастет до 335 миллиардов долларов уже через пять лет. Это почти в десять раз больше, чем сейчас (31 миллиард долларов). Лидер по распространению экономики совместного потребления — США, а правительство Китая, например, планировало, что уже в этом году доля шеринговой экономики в ВВП составит 10%. Правда, такие прогнозы были сделаны до пандемии коронавируса нового типа. Пока рано оценивать ее последствия не только для шеринговой, но и для экономики в целом.
В том или ином виде шеринговая экономика существует давно. Например, еще в середине 2000-х в «Живом журнале» были сообщества совместных покупок – чем больше людей, тем больше скидка. Но в отдельный сегмент экономики шеринг оформился десять лет назад, когда в 2009 году в США появился сервис такси Uber. Получить лицензию и зарабатывать на собственной машине смог каждый желающий. А клиентам такси не нужно было заранее звонить в службу и ждать машину час – какой автомобиль Uber ближе к вам, тот вас и заберет.
Удобство – ключевой фактор успеха шеринговой экономики (которая, кстати, поначалу так и назвалась – «уберизация»). Довольно скоро появились в разных странах появились похожие на Uber сервисы Lyft, BlaBlaCar, Ola, наше Яндекс.Такси. В прошлом году Uber первым из шеринговых сервисов вышел на IPO. Незадолго до публичного размещения акций Goldman Sachs и Morgan Stanley оценивали компанию в 120 миллиардов долларов. Ее реальная капитализация оказалась скромнее – 70 миллиардов. Тем не менее, сервис продолжает оставаться одним из самых популярных во всем мире.
Еще один популярный сервис, который появился на год раньше Uber, это Airbnb – платформа для поиска и аренды жилья по всему миру. За последние 6 лет число предложений на ней выросло больше, чем сеть отелей Hilton за 93 года. Это неудивительно: эксперты Deloitte посчитали, что пользователи Airbnb экономят в среднем 88 долларов в сутки по сравнению с тем, сколько бы они заплатили за номер в гостинице.
А как у нас
Объем транзакций онлайн-сервисов совместного потребления, работающих в России, в прошлом году вырос на 50%, до 770 миллиардов рублей. По данным РАЭК и ТИАР-Центра, лидер шеринговой экономики – сегмент С2С-продаж (то есть от пользователя к пользователю). Его объем составляет около 566 миллиардов рублей. Самые популярные сервисы – Avito, «Юла», YouDo. В Avito, например, сообщают, что каждую минуту на площадке совершается 120 сделок.
Другие заметные сегменты российской шеринговой экономики – онлайн-биржи труда (140 миллиардов рублей), каршеринг (20,5 миллиардов рублей) и карпулинг (поиск попутчиков, 17,8 миллиардов рублей). В прошлом году JPMorgan оценивали автопарк всех каршеринговых сервисов в Москве в 12 тысяч машин. К 2025 году московский автопарк достигнет 30 тысяч единиц, прогнозируют в PwC. А вот по оценкам столичного департамента транспорта в московском каршеринге уже сегодня более 31 тысячи автомобилей у восьми компаний. Число их пользователей достигло 1 миллиона человек и ежегодно растет на 12-15%. При этом у 70% пользователей каршеринга есть собственный автомобиль.
Противники каршеринга главным минусом называют то, что такие машины чаще попадают в аварии. Однако статистика ГИБДД это не подтверждает. Эксперты обращают внимание, что личный автомобиль используется в среднем два часа в день, а каршеринговый – по 30 минут 7-8 раз в день. Поэтому вероятность попасть в аварию у него больше. Страховщики не хотят работать с сегментом, потому что водители каршеринговых машин якобы более безответственно к ним относятся, чем к собственному авто. Жители районов, где мало парковочных мест, жалуются, что все занято каршерингом. Тем не менее, число таких машин продолжает расти, потому что услуга пользуется спросом.
Другой активно развивающийся в России шеринговый сегмент – это коворкинги, или гибкие офисы. По оценкам CBRE, в 2019 в Москве объем предложения таких офисов вырос почти на 40%. Всего в подобных пространствах сейчас работают около 30 тысяч человек, а по площади они занимают 0,9% офисного рынка Москвы. Лидер среди европейских городов — Амстердам (5,2%), также коворкинги активно развиваются в Дублине (1,8%) и Берлине (1,1%).
Не хотите работать вместе? Можно вместе жить – шеринговая экономика распространилась и на эту область. Коливинг, то есть буквально «совместное проживание», эксперты называют коммуналкой XXI века. Только добровольной и где соседей можно выбирать. Оценить масштабы сегмента трудно – полноценного коливинга в России пока нет. Несмотря на существование нескольких известных проектов вроде NovaLife или Early Birds, чаще всего за этим понятием скрывается хостел или просто большая квартира, которая сдается по комнатам. Спрос на коливинг определенно есть – многие миллениалы (а именно на них делает ставку вся шеринговая экономика) не хотят владеть чем-то, а хотят пользоваться. Такой формат удобен тем, что в любой момент можно переехать поближе к новой работе или просто в более приятный район.
Давайте делиться
Как показал опрос РОЦИТ, больше 80% россиян готовы брать в аренду вещи или покупать услуги у других людей через онлайн-сервисы, без посредников. Столько же сограждан полагают, что шеринговые платформы позволяют экономить, ведь товаром можно пользоваться, не покупая его.
Эксперты РАЭК и ТИАР-Центр среди основных трендов экономики совместного потребления в России выделяют взросление аудитории. Пользователей становится больше среди людей старше 40 лет. Также расширяется география, шеринговые сервисы теперь есть не только в Москве, Санкт-Петербурге и региональных столицах. Эксперты обращают внимание и на рост доверия пользователей к шеринговым платформам. Этому способствует, в том числе, внедрение верификации документов, а также страхование ответственности исполнителей услуг.
На рост шеринговой экономики влияет и интерес к ней со стороны крупных компаний – Сбербанк, IKEA, Яндекс интегрируют шеринг-сервисы в свои экосистемы.