Первый российский автомобиль Яковлева — Фрезе

В 1896 году на Нижегородской выставке был презентован первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Он был похож на немецкий Benz, вдохновивший его создателей, Евгения Яковлева и Петра Фрезе, но, конечно, лучше. И был собран исключительно из отечественных компонентов.

Промышленные выставки — двигатель прогресса

Родоначальницей промышленных выставок была Англия — страна с самым передовым капиталистическим строем своего времени. Еще в 1756 году в Лондоне прошла первая выставка. Хотя ее статус пока еще не приобрел мирового значения, идея проведения мануфактурных и промышленных выставок была тепло принята и получила широкое распространение в Европе — от Мюнхена до Санкт-Петербурга.

Первая всемирная промышленная выставка также прошла в столице Великобритании. Она открылась в мае 1851 года в Гайд-парке под кураторством супруга английской королевы Виктории принца Альберта. Ее участниками стали 32 страны. Лозунгом была фраза «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека». Экспозицию ежедневно посещали 110 тыс. человек. На ней было представлено 25 стран-участниц. Число экспонатов превысило 13 тыс.

Подобные смотры были средоточием всех достижений человеческой мысли. Здесь презентовали изобретения, а ученые, инженеры, промышленники со всех концов света могли наладить контакты, делиться идеями. Развивалась и выставочная культура. 

Так, на парижской выставке 1878 года впервые в качестве «экспонатов» использовались живые люди. Они имитировали жителей гавайской деревни, которая была построена здесь же, на территории выставки. Впоследствии эта форма экспонирования легла в основу знаменитого Диснейленда.

Первая промышленная выставка в Российской империи прошла в 1829 году в Санкт-Петербурге. Далее мероприятия регулярно проводились как в Северной столице, так и в Москве и Варшаве. 

Самая грандиозная выставка за годы Российской империи прошла в 1896 году в Нижнем Новгороде. Место проведения выставки стало судьбоносным для города. Расположенный в месте слияния Оки и Волги, Нижний был в центре речных торговых маршрутов, и именно Волга (с учетом ее притоков) исторически стала главной «автомобильной» рекой России (со временем на берегах рек были построены заводы УАЗ, ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ и ЯАЗ).

Именно здесь, на Нижегородской выставке отставной морской офицер Евгений Яковлев и горный инженер Петр Фрезе презентовали первый в истории России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

Отцы-основатели Яковлев и Фрезе

Судьбы обоих отцов-основателей автомобилестроения во многом схожи. И Яковлев, и Фрезе до того, как заняться главным делом своей жизни, освоили другие профессии, но в итоге выбрали свой путь, радикально сменив карьеру.

Евгений Александрович Яковлев к моменту знакомства с Петром Александровичем Фрезе уже был отставным офицером русского флота и увлеченным инженером. В своем доме в Санкт-Петербурге он устроил небольшую лабораторию, где проводил эксперименты по созданию двигателей внутреннего сгорания. К 1890 году Яковлев владел несколькими патентами и привилегиями на такие двигатели. 

Благословил на работу Яковлева не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев, чей авторитет в научном и промышленном опыте был непререкаем. Евгений Александрович презентовал свое изобретение в Русском обществе естествоиспытателей, и великий ученый горячо поддержал молодого морского офицера-инженера в его работе.

В 1891 году Яковлев основал «Машиностроительный, чугуно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева». Предприятие было прекрасно оборудовано, имел несколько цехов, паровую машину для привода станков, стационарные газовые и керосиновый двигатели. Со временем завод стал известен как в России, так и за рубежом.

Петр Фрезе, горный инженер, выйдя в отставку, основал в 1874 году свою фабрику по производству конных экипажей. Постоянно расширяя масштаб организации и проведя слияние с другой мастерской, вскоре Фрезе стал единоличным управляющим.

Познакомились будущие автомобилестроители, как ни странно, не в Санкт-Петербурге, где оба проживали, а в Чикаго, на Всемирной промышленной выставке 1893 года. Так как она проводилась через 400 лет после открытия Америки, ее также принято называть Колумбовой. 

Яковлев на выставке представлял свои двигатели, Фрезе — экипажи. Оба получили по итогам бронзовые медали. На выставке экспонировался среди прочего автомобиль Benz Victoria. Именно он привлек внимание подданных Российской империи. Доподлинно неизвестно, как именно Фрезе и Яковлев добыли ценные инженерные сведения об устройстве автомобиля, но они вернулись в Россию зараженными идеей о создании отечественного автомобиля.

Первый русский автомобиль

Собранный за очень короткий срок, автомобиль Яковлева — Фрезе действительно напоминал «вдохновителя», но был лучше по ряду показателей. Он был мощнее — 2 л. с. против 1,5 л. с., более надежным из-за измененной рессорной системы, которая поворачивалась вместе с колесами и была более устойчивой на булыжных мостовых и ухабах. 

Бенц использовал кожаные ремни для переключения передач, тогда как в автомобиле российского производства была применена многослойная прорезиненная ткань. Эта технология дожила и до наших дней. 

В автомобиле Яковлева — Фрезе также была применена более совершенная система водяного охлаждения двигателя. Наконец, существенным отличием стало устройство колес. Немцы использовали в своих авто велосипедные колеса, русские изобретатели — деревянные с резиновой накладкой. Такая конструкция была более крепкой.

По современным меркам скорость автомобиля Яковлева — Фрезе была детской — 21 км/ч, но для своего времени весьма конкурентоспособной. Топлива хватало на 20 км. Выгодно отличала от зарубежных аналогов наш российский автомобиль его цена — 1500 рублей. «Иностранцы» стоили в два раза дороже.

Показательно, что автомобиль Яковлева — Фрезе был собран из деталей отечественного производства. Евгений Александрович придерживался крайних патриотических взглядов, не брал на работу иностранцев и всегда выбирал отечественные аналоги любых конструкций.

Память о том, как именно выглядел первенец российского автомобилестроения, сохранилась благодаря фотографу Максиму Дмитриеву, который, как сейчас бы сказали, входил в пул фотографов императорского двора. Он работал на той самой Нижегородской выставке. Его фото — одно из немногих, сохранившихся до наших дней.

Император Николай II, которому был показан автомобиль, не проявил к нему должного интереса. Тем не менее выпуск автомобилей продолжился. Неизвестно, сколько было создано всего образцов, и ни одно из оригинальных авто не сохранилось до наших дней. Длилось производство всего два года. В 1898 году Николай Александрович Яковлев скоропостижно скончался в возрасте 41 года. Свое дело он завещал детям, но, как это часто бывает, потомки выбрали другой путь. По иронии судьбы, все отпрыски горячего патриота после революции оказались в эмиграции. Все они преуспели в разных областях.

Внучка Евгения Александровича Татьяна Яковлева стала одной из «муз» Маяковского. После эмиграции в США она вышла замуж за влиятельного художника и редактора Алекса Либермана. Впоследствии они протежировали вручение Иосифу Бродскому Нобелевской премии.

Верный делу

В отличие от родственников Евгения Александровича, Петр Фрезе не забросил автомобилестроение. Потеряв незаменимого компаньона, он стал заказывать двигатели из-за рубежа. На них он устанавливал кузова собственного производства.

Предприятия Фрезе стояли в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. Линейка видов авто было широкой — от грузовиков (первые в истории России) до карет скорой помощи.

Фрезе пробовал сотрудничать и с почтовым ведомством, но сотрудничество завершилось неудачно — пожаром на почтамте в 1904 году. Тогда Фрезе пришла идея создания пожарного автомобиля. И он его создал! В том же году. Первый в истории России пожарный автомобиль мог перевозить десять пожарных, лестницу и рукав длиной 170 метров. Когда пожарный расчет на автомобиле Фрезе прибыл на место пожара на 10 минут быстрее конного обоза, стало очевидно, что и в этой сфере «железный конь» пришел на смену крестьянской лошадке.

По сути, именно Фрезе стал тем человеком, кто наладил в России серийное производство машин, но в 1910 году он решает уйти на покой и продает свои предприятия концерну «Руссо-Балт» (Рига). Последние восемь лет жизни Петр Фрезе провел в родовом имении в Тверской области.

Воссоздавая историю

Автомобиль Яковлева — Фрезе не канул в Лету. В 1996 году, в честь столетия презентации на Нижегородской выставке, энтузиасты из газеты «Авто-Ревю» решили воссоздать легендарное авто. Не имея на руках чертежей, пользуясь только той самой фотографией, они построили реплику автомобиля, основываясь на пропорциях между автомобилем и стоящими неподалеку людьми.

Создавались и коллекционные копии автомобиля Яковлева — Фрезе в масштабе 1/43. Наиболее известные образцы были выполнены такими мастерами, как Вадим Дятленко и Вадим Нечаев.

В 2023 году волею судьбы автомобиль Яковлева — Фрезе снова вернулся на Нижегородскую ярмарку. Этот экземпляр автомобиля пережил непростую судьбу. Его предполагаемые остатки еще в 1980-х годах нашел реставратор Спартак Григорян. Он пробовал восстановить автомобиль, но не успел. Его потомки продали незаконченную реплику. Она меняла владельцев, но до ума авто никто довести не мог. В 2000 году авто приобрела искусствовед и коллекционер Любовь Елизаветина. Она пыталась закончить дело, но никто за такую сложную работу не брался. Прошло почти двадцать лет, прежде чем дело сдвинулось с мертвой точки. Согласились реставрировать автомобиль в «Мануфактурах Александра Бушуева».

Отреставрированный автомобиль олицетворяет собой преемственность эпох: в работе над ним использованы детали конструкции XIX и XX веков, а движет авто электродвигатель XXI века.

Машина была презентована в том же месте, где была сфотографирована Максимом Дмитриевым 127 лет назад: на месте истока российского автомобилестроения.

Автор: Алексей Рудевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь