Витте. Гений возможного

170 лет назад 17 июня 1849 года в Тифлисе родился Сергей Юльевич Витте, выдающийся государственный деятель России, экономист, член Императорского Вольного экономического общества. Характеризуя деятельность Витте, еще один выдающийся член ВЭО П.Б. Струве писал: «Экономический гений Витте следует искать не в плохих трактатах по политической экономии, написанных чужими руками, а в государственном творчестве, свободном от пут доктрин и с какой-то державной легкостью разрешавшей трудности, перед которыми останавливались мудрецы и знатоки».

Ультрарусский, ультрадворянский и ультрамонархический

Приведенное в начале суждение Петра Бернгардовича Струве тем более ценно, что либеральный экономист, представитель легального марксизма писал так о человеке, которого характеризовали как ультрарусского, ультрадворянского и ультрамонархического. И все эти ультра, несомненно, прилагались к Витте, по обстоятельствам рождения.

Вот что писал об этих обстоятельствах сам Витте в «Воспоминаниях»:  «Отец мой, Юлий Федорович Витте, был директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна Фадеева, — дочь члена главного управления наместника кавказского Фадеева. Фадеев был женат на княжне Елене Павловне Долгорукой, последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова».

В 1866 году Сергей поступил в Новороссийский университет в Одессе на физико-математический факультет. Учился с завидной прилежностью, выделяясь среди товарищей и поражая успехами профессоров. «…Я занимался и днём, и ночью, — вспоминал он, — и поэтому всё время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом». Он думал о научно-преподавательской карьере и, заканчивая университетский курс, подготовил диссертацию по высшей математике «Выяснение понятий о пределах».

В семье неприязненно относились к планам Сергея насчет профессуры, считая ее недворянским делом в отличие от государственной службы, которая может дать прочное положение в обществе. Да тут еще и семейные  обстоятельства. В годы его учения в университете умерли дед Фадеев и отец, которому было всего 50 лет. При жизни они неудачно поместили деньги в компанию Чиатурских копей, потерпевшую крах, так что семья осталась без средств к существованию. Сергею надлежало взять на себя часть забот о матери и двух сестрах. А хорошую стартовую зарплату молодой специалист мог получить и в то время только в высокотехнологическом секторе – на железной дороге. Помогла протекция министра путей сообщений графа В.А. Бобринского, хорошего знакомого деда Фадеева; он как раз хотел набрать на службу в свое ведомство группу математиков – выпускников университетов, рассчитывая сделать из них специалистов по финансовой части железнодорожного дела.

По железной дороге к науке

За пятнадцать лет работы на железной дороге Витте поднялся по служебной лестнице от билетного кассира (он сам решил начать с этой незначительной должности для приобретения опыта) до управляющего Юго-Западными железными дорогами. Его коньком стали железнодорожные тарифы: кандидат математики, он помнил наизусть целые таблицы цифр и впоследствии написал исследование об основных принципах формирования тарифов.

В это же время Витте задумывается над теоретическими проблемами, обращается к трудам классиков политической экономии, и, наконец, в 1889 г. публикует книгу «Национальная экономия и Фридрих Лист». Витте считал, что России уготован самобытный путь в экономике. В теории Листа как раз уделялось внимание национальным особенностям экономических систем. Пропагандируя учение Листа, Витте подчеркивал, что не отрицает выводов Адама Смита и Давида Рикардо. Однако, по его мнению, творцы классической политической экономии создали науку, которую было бы правильнее назвать не политической, а космополитической экономией. Между тем сама жизнь ежедневно опровергает универсальность их аксиом, факты доказывают, что у каждой национальной экономики есть свой, во многом уникальный путь.

Витте изумлялся доктринерам, намеревавшимся проводить реформы с помощью учебников политической экономики. «Мы, русские, — с сарказмом писал он, — в области политической экономии, конечно, шли на буксире Запада, а потому при царствовавшем в России в последние десятилетия беспочвенном космополитизме нет ничего удивительного, что у нас значение законов политической экономии и житейское их понимание приняли нелепое направление. Наши экономисты возымели мысль кроить экономическую жизнь Российской империи по рецептам космополитической экономики. Результаты этой кройки налицо». Главный вывод Витте: общие экономические принципы непременно должны «получить видоизменение, соответствующее различным национальным условиям».

Экономические воззрения управляющего частной железной дорогой не имели бы никакого значения, если бы не одно обстоятельство. Буквально через несколько месяцев после того, как Витте счел необходимым систематизировать свои взгляды, он начал свою государственную деятельность, и его экономическое кредо вскоре легло в основу правительственной политики.

Государю сломают голову

Резкий поворот в карьере Витте во многом произошел благодаря случайности. В качестве управляющего юго-западной железной дорогой он имел дерзость ограничить скорость движения царского поезда, вызвав возмущение придворных. «Государю непременно сломают голову», — бросил он своим оппонентам в присутствии царя. На других дорогах управляющие были менее строптивыми, и поезд гоняли на двух локомотивах с бешеной скоростью до тех пор, пока близ станции Борки не произошло крушение. Семья императора Александра IIIспаслась чудом. Тогда-то и вспомнили о предупреждении Витте.

В марте 1889 г. Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и вопреки всем канонам Табели о рангах сразу произведен в «генеральский» чин действительного статского советника.

При назначении на эту должность Витте имел личную беседу с государем. Александр III, осведомленный, что при переходе на государственную службу Витте втрое потеряет в зарплате, распорядился выплачивать ему помимо штатного казенного оклада еще один, такой же, из средств императорской фамилии.

1 января 1893 года Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей вершины.

Это сегодня в России за сельское хозяйство отвечает одно министерство, за промышленность – другое, за экономику – третье. А Витте, заняв кресло министра финансов,  получил власть над всем: ему теперь, кроме финансов, были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, сельское хозяйство; он мог оказывать влияние на решение самых важных вопросов. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

Постом министра финансов политическая биография Витте не закончилась, покинув его в 1903 году, Сергей Юльевич сделал еще немало для России, но в этом очерке мы ставим себе целью рассмотреть экономические воззрения Витте, поэтому и перейдем к ним, оставив в стороне дальнейшую хронологию его жизни.

Денежная реформа

Среди реформ Витте наиболее эффектен и завершен опыт стабилизации российского рубля. Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов – М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. Витте продолжил и завершил их дело. Обстоятельства благоприятствовали новому министру: на  подъеме была промышленность; шел бурный процесс железнодорожного строительства; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо; золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился вдвое, до 645,7 млн. руб.

В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия, главный потребитель русского хлеба, такого режима не придерживалась, и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле – в Государственный совет.

Денежная система Витте:

десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа, золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки;

государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка, их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 ½ копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой;

эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка, до 1 млрд руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд руб. – полностью;

все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. Это сработало.

Первый закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» был подписан Николаем II на следующий день после совещания, 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты – империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые – полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд руб., она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Реформа не носила конфискационный характер, как это часто бывало в истории России и была максимально комфортна для людей: фактически сложившейся на рынке курс между казначейскими билетами и их золотым содержанием сохранялся. Не было и замены денежных знаков, пересчета цен и обязательств.

Денежная реформа проходила в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками. За реформу выступали представители промышленности и торговли. Меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала.

Против денежной реформы выступало дворянство и кулачество. Реформа лишала их дешевых русских денег, которыми оно расплачивалось со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей дорогим европейским золотом.

Промышленная политика

За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала  деятельность Витте, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40% всех действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружении которой Витте внес немалый личный вклад.

Железнодорожное строительство велось как казной, взявшей на себя проведение линий стратегической важности, так и частными компаниями. За 10 лет работы Витте на посту министра финансов протяженность железнодорожных магистралей возросла почти вдвое – с 29,4 тыс. до 54,2 тыс. верст. Железнодорожное хозяйство стало эффективным инструментом экономического роста. Оно значительно усилило подвижность населения, что облегчало обрабатывающей промышленности приобретение рабочих рук, содействовало росту городов за счет деревни.

К достижениям Витте нужно отнести упорядочение тарифного дела, в котором он был выдающимся специалистом. Политика устойчивости тарифных ставок свидетельствовала о том, что их определение производилось правильно. Снижение пассажирских тарифов, особенно на значительные расстояния, способствовало развитию пассажирского транспорта, снизив его убыточность.

В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. К 1900 году были учреждены три политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

Трудовое законодательство

Нарастание стачечного движения побудило правительство заняться усовершенствованием фабричного законодательства. При активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года). При Витте заработал институт фабричных инспекторов, которые контролировали и техническое состояние производства, и исполнение законов о нормах и охране труда.

Аграрные преобразования

Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже разобраться в крестьянском вопросе и наметить возможности его решения. Царь утвердил сеть созданных при особом совещании губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тысяч человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%.

Подводя итоги работы Особого совещания, Витте признает, что «преуспевание сельскохозяйственной промышленности ближайшим образом зависит от такого правового положения нашего крестьянства, которое содействовало бы развитию в нем духа хозяйственной предприимчивости и самодеятельности; вне этого, а также просвещения крестьянской среды, всевозможные меры в области экономики и техники сельского хозяйства принесут, по мнению комитетов, лишь ничтожную пользу».

Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. При этом Витте, лавируя между традицией и необходимостью преобразований, деликатно подчеркивает, что «принцип неприкосновенности общины должен быть совмещен с возможностью выхода из нее отдельных крестьян».

Обобщая предложения созданных при Особом совещании комитетов, Витте подчеркивает, что община не предупреждает развитие пролетаризации, а, напротив, ускоряет ее. Временное землепользование воспитывает самые хищнические приемы эксплуатации земли, сводится к тому, чтобы «спахать побольше, хотя и как-нибудь», кормовые угодья уничтожаются, а то, что остается, лишено всякого ухода. Призывая к свободному выделению крестьян из общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны правительства и общества.

Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте отстранили от руководства работой Особого совещания. В том же 1903 году Витте был смещен и с поста министра финансов. Прошло всего полтора года, и Петр Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Витте предложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин «обокрал» его и не мог писать о нем без личной неприязни.

«… Столыпин, — писал Витте в «Воспоминаниях», — обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму… Столыпин представлял собою тип штык-юнкера».

Граф Полусахалинский

После унизительного поражения России в русско-японской 1904-1905 гг. Витте был назначен первым уполномоченным на переговорах с японцами, проходивших в американском городке Портсмут в августе 1906 года.

Витте пришлось проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на полях сражений. И, тем не менее, ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами.

После подписания мира Сергею Юльевичу был дарован графский титул, но недоброжелатели тут же окрестили его «графом Полусахалинским». Сам же Витте в своих мемуарах писал: «Единственную существенную уступку в смысле инструкции Государя, мне данной, которая была сделана, это уступка южного Сахалина, и ее сделал сам Государь. Эта честь принадлежит лично его величеству…»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь