Иван Стариков
Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, действительный государственный советник РФ
– Транссиб, который сначала назывался «Великий сибирский рельсовый путь» – это самый успешный инфраструктурный проект в мировой истории из реализованных на суше, даже не в российской – мировой. Если бы Александр III не принял этого решения, то мы, безусловно, потеряли бы наши восточные сибирские территории. Я назову только одну цифру: в среднем после того, как Транссиб был достроен до восточной Сибири, за Урал в год переселялось в среднем полмиллиона человек – малоземельных крестьян из европейской части нашей страны. 2 года почти уже действует так называемый закон о Дальневосточном гектаре. Подали заявки 130 000 человек, но только треть – из Европы, остальные – дальневосточники.
За 30 последних лет, пусть не совсем совершенно, слегка деформировано, но рыночную экономику нам удалось построить. И теперь есть тотальное несоответствие в размещении производительных сил, которое образовалось уже под воздействием других законов – законов рыночной экономики, отсюда все проблемы.
Средняя скорость движения грузов в системе Российских железных дорог – 12 километров в час, ну максимум 20 вы сделаете из-за кривизны пути. Всё проектировалось под паровозную тягу. Нужны совершенно другие скорости. Поэтому сколько бы мы ни откладывали, нам необходима новая магистраль. Логика международной торговли требует выхода к портам в Северной Атлантике, в первую очередь к Роттердаму, поэтому российский путь должен пройти от Владивостока, а точнее от Посьета до Роттердама. В этом смысле он должен сбалансировать Китайский шёлковый путь, который предлагает обойти Восточную Сибирь, Дальний Восток, а нырнуть из Казахстана, где он проходит, в районе Кургана на территорию России, дальше 3050 километров в сторону Бреста, потом на Берлин. Наш маршрут – 9255 километров. Он сшивает 23 субъекта Российской Федерации.
Почему это важно в геополитическом плане? Созданное Транс-тихоокеанское партнёрство, куда вошло уже 13 стран сегодня, от Канады с Австралией до Сингапура, Кореи, Японии и так далее, не включает Китай, и большинство стран, входящих в ТРР – это исторические противники, оппоненты Китая, поэтому им нужен маршрут, альтернативный и шёлковому пути и Суэцкому каналу. И кроме российского маршрута другой альтернативы здесь нет.
Российская часть пути – 9255 километров – 18 триллионов рублей в ценах 2017 года, то есть, около 300 миллиардов долларов. Давайте мы с вами посмотрим на 3 вероятных источника финансирования. Первое: 23 субъекта Российской Федерации, которые можно заинтересовать в выпуске субфедеральных облигаций. Второй источник: на 1 июня вклады физических лиц в российских банках составляют 27 триллионов рублей, 14 триллионов – юридических лиц. Сегодня банк Сбербанк даёт 5 с половиной, максимум – 6% годовых. Давайте выпустим облигации с периодом 20 лет с гарантированной доходностью в 10%, разрешим включать эти облигации в имущественный комплекс физического лица с тем, чтобы можно было заложить в банк, продать, передать по наследству.
И наконец последнее – репатриация капитала российского происхождения оттуда, где ему сегодня неуютно. Поскольку срок строительства занимает 8 лет, а окупаемость этой магистрали – 22 года, все расчёты у нас сделаны и готовы, то мы с вами абсолютно однозначно можем сказать, что у нас есть такие деньги, даже без создания международного консорциума.