«Россия отстает от рациональных норм питания, утвержденных Минздравом»

Сергей Митин, 
зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, д.э.н.

У нашего сельского хозяйства есть важные особенности: доля аграрного сектора в валовом продукте составила 4,7%, а вместе с пищевой промышленностью – около 7%. Это значительно больше, чем в современных развитых странах, но во многом объясняется низкой эффективностью труда в сельском хозяйстве. У нас занято в сельскохозяйственном производстве 6,6 млн человек, то есть 9,4% трудоспособного населения. Ни в одной развитой стране в мире, конечно, такого соотношения нет.

С одной стороны, вроде бы неплохо, потому что темпы роста сельского хозяйства за последние 5 лет – 15%. Это в три раза выше уровня роста ВВП. Мы достигли неплохих результатов, в частности, 135 млн тонн зерна в прошлом году – никогда такого показателя в России не было. Вроде бы темпы роста хорошие, в то же время следует отметить снижение площадей пахотных земель при увеличении поголовья скота. В растениеводстве применяются более высокие технологии, семена – более продуктивные, животноводство – тоже более эффективное, поскольку при снижении поголовья скота увеличивается объем производства мяса.

При этом важно привести такой очень важный показатель: в прошлом году уровень АПК, несмотря на такой значительный рост, лишь незначительно превысил уровень 1990-го года, всего лишь на 1,9%. К этому я бы еще добавил, что, несмотря на выполнение многих показателей, по молоку, фруктам, ягодам и овощам, рыбе мы отстаем от норм потребления продовольственных товаров. Они ниже рациональных норм, утвержденных Минздравом. Особенно это касается молока. При этом импорт продовольствия тоже достигает значительной цифры – 25-30%.

Сельское хозяйство – единственная отрасль, которая практически во всех странах мира имеет специализированное министерство. И, конечно, во всех странах помогают сельскому хозяйству. У нас в 2005 году был обозначен приоритетный национальный проект, в 2006 году – принят базовый федеральный закон о развитии сельского хозяйства. Как законодатель отмечу, что за эти годы 17 изменений в него внесены. Затем была утверждена доктрина продовольственной безопасности, государственная программа развития сельского хозяйства, регулирование продовольственных рынков. В результате мы видим такие позитивные сдвиги в развитии сельского хозяйства.

Вместе с тем, у нас есть еще ряд проблем системного характера, которые требуют решения на уровне законодательной и исполнительной власти. Прежде всего, если мы еще раз рассмотрим продукты питания как производное двух секторов экономики – сельского хозяйства и промышленности, то увидим, что на конкурентоспособность влияет и та, и другая отрасль примерно одинаково. И если наше сельское хозяйство хоть как-то свою составляющую в ассортименте, в качестве, в цене за счет увеличения объемов производства реализует, то в промышленности дело обстоит значительно хуже.

Мы это можем определить, прежде всего, по темпам роста. Индекс пищевой продукции, включая напитки и табак, ниже индекса сельхозпроизводства. Но качество, ассортимент и цена также зависят и от уровня эффективности в пищевой промышленности. Что из себя представляет подотрасль пищевого машиностроения? 270 крупных предприятий, 14 тысяч работающих. Лишь незначительное количество предприятий использует инновационные технологии, ресурсосберегающее технологическое оборудование. Глубина переработки сельхозсырья не превышает 60%. Потери готовой продукции из-за неразвитости инфраструктуры, современных систем хранения, логистики – 25-30%. Большая часть технологического оборудования, которое предназначено для глубокой переработки сельхозсырья, на отечественных предприятиях не выпускается. Из 6,5 тысяч наименований отечественные предприятия могут делать только 2 тысячи, могу вас заверить, наименований не самого лучшего оборудования.

В мясной промышленности – 94% импортного оборудования, в сахарной промышленности – 81%, в фасовочно-упаковочной, весоизмерительной – 79%, оборудование для молочной промышленности – 70%.

Можно сделать вывод о значительном отставании отечественного машиностроительного комплекса по производству высокотехнологического оборудования для пищевой перерабатывающей промышленности. Мы можем четко сказать, что совершенно ясен дисбаланс между сельским хозяйством и пищевой промышленностью, как и ясен дисбаланс, долгие годы складывающийся, законодательного и нормативного обеспечения мер государственной поддержки в этой сфере. По-видимому, сам бизнес не в состоянии сделать рывок, а мер государственной поддержки или не существует, или они слабы для того, чтобы эту ситуацию изменить.

Указ президента от 5 мая 2018 года №204 дает нам очень серьезные основания заняться этой проблемой. Мы подсчитали: в указе 14 пунктов посвящены развитию сельского хозяйства и рынку продовольствия, и 9 из них касаются технологического перевооружения агропромышленного комплекса и промышленности. Тут и ускорение технологического развития, и доведение предприятий, применяющих современные инновации, до 50% от общего числа, и формирование в сельском хозяйстве глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля которых составит не менее 20% от ВВП, и задача выйти на 45 млрд экспорта сельхозпродукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь