Руслан Гринберг: «Не может быть свободы без справедливости, не может быть справедливости без свободы»

Руслан Семенович Гринберг,

вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор

Одна из самых серьёзных проблем нашей страны, нашего народа, нашей ментальности – это шараханье из стороны в сторону, когда маятник очень редко останавливается в равновесном состоянии. Наши деды в семнадцатом году прошлого века выбрали справедливость. Россия была беременна справедливостью, и она её получила, но пожертвовала свободой. И что получилось из этого? Из этого получился конец советской власти. Мы жили с мифом командной экономики, и, ясное дело, что крах был очевиден. Почему очевиден? Потому что было ясно, что командная экономика – это господство коллективизма над индивидуализмом, когда думалось, что раз мы строим новый мир, то общее, общественное – важнее личного. Это было неправильно, потому что человек всё-таки хочет жить для себя прежде всего, и здесь нет ничего плохого, он эгоист. Другое дело – мера эгоизма – вот это очень важно.

В 1991 году мы выбрали свободу. Мы хотели свободы – и мы её получили, но пожертвовали какой-никакой справедливостью. И вот это чёрно-белое восприятие мира постоянно нас преследует и является, в моём представлении, причиной наших неудач в экономическом развитии. Те страны и нации, которые имеют более или менее состоятельную жизнь и находятся более или менее в равновесии, это равновесие понимают так, что не может быть свободы без справедливости, не может быть справедливости без свободы. Если вы жертвуете тем или другим, вы теряете и то, и другое сразу.

Это очень важно иметь в виду, потому что никогда не бывает чёрно-белого ответа. Если вы выбрали рыночную экономику, то вы должны иметь в виду, что рынок сам по себе – это индивидуализм, но если вы отбросили социальное прилагательное, то вы получаете общество асоциальное и плутократическое, которое мы имеем сегодня. Так что моё пожелание очень простое: надо видеть мир не в чёрно-белых красках. И государственники имеют очень много правильного в своих суждениях, и рыночники имеют очень много правильного в своих суждениях – тут важна проблема нахождения баланса.

Ещё один наш порок на учёном языке называется «онтологизация теоретических схем», а на простом языке это означает внедрение самой лучшей на тот момент научной теории в жизнь независимо от того, хотят этого люди или не хотят. Большевики внедрили командную экономику независимо от того, хотели люди или нет, а в девяносто первом году Ельцин и его команда внедряли миф о том, что надо думать о себе, только себе, а всё остальное как-нибудь приладится. Отсюда возникает, естественно, проблема.

Вторая особенность, это для молодых очень важно понять, – это, конечно же, нетерпение. Скорость перемен важнее, чем сами перемены. Это опять же то, что мы наблюдали с девяносто первого года.

И конечно же, ещё нам надо подумать о том, как нам быть с нашим чёрно-белым отношением к Западу. У нас есть только одна краска: или любовь, или ненависть. Больше ничего не существует. Отсюда комплекс неполноценности и мания величия в одном флаконе. Это очень деформирует наше представление об остальном мире, в котором мы все живём. Бернард Шоу как-то говорил, и мне очень нравится его изречение, что когда случился научно-технический прорыв, мы научились летать как птицы, мы научились плавать как рыбы, дело за малым – научиться жить как люди.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Общенародная собственность юридически оформленная в качестве государственной
    собственности ! СССР — период построения перехода от сгнившего феодализма к
    построению социализма. К 1956 году была создана база и сформирована надстройка
    для перехода к строительству социализма !

    Что такое СОЦИАЛИЗМ ?

    СОЦИАЛИЗМ — ЭТО НЕ КОЛИЧЕСТВО, УРОВЕНЬ И ОБЪЁМ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ,
    А ВЛАДЕНИЕ СОЦИУМОМ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА,
    РАСПОРЯЖЕНИЕ СОЦИУМОМ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА И
    КОНТРОЛЬ СОЦИУМОМ ЗА РАСПОРЯЖЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА !!!

    Это ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ средств производства, оформленное, юридически,
    в виде ГОСУДАРСТВЕННОЙ собственности, переданной в аренду,
    индивидуумам, группам и коллективам, в условиях СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
    производственных отношений, представляющих собой СОВЕТСКУЮ власть,
    начинающуюся с каждого рабочего места ПРОЛЕТАРИЯ,
    для работы при РЫНОЧНЫХ отношениях, контролируемых государством !

    Только социализм обеспечит настоящую демократию !
    Демократия власть народа, а народ принадлежит к разным классам
    и социальным слоям. Лишь социализм позволяет справедливо и
    равноправно распределить власть между ними, так как ликвидируется
    частная собственность на капитал !!!

  2. «Социальное» прилагательное отбросил наш олигархат. Есть же такое направление в рыночной экономике как «социальная рыночная экономика». В ней увязаны все компоненты: и социальная направленность, и индивидуальная свобода, и справедливость, и равенство. Что не устраивает? Не устраивает невозможность монопольного получения прибыли, не устраивает проигрыш в конкуренции, не устраивает отсутствие личных преференций для бизнеса, категорически не устраивает что курс рубля будет стабильным.
    Что касается «справедливости», то с этим всё в порядке. Справедливо — значит «согласно праву». Какое право напишем, такую справедливость и будем иметь. Захотели иметь конституцию с фикцией, проголосовали и имеем. Захотели иметь главный закон не для всех, а с индивидуальным исключением — имеем. Другое дело, что юридическая «справедливость» и обыденное представление о справедливости могут не только не совпадать, но даже быть противоположны друг другу. По форме все правильно, а по сути — издевательство.

  3. Что касается морали и эгоизма. Одним из первых слов в начале жизни мы слышим слово «мало». «Каши мало? Положить ещё?». У римлян есть подобное слово — malo,malui,-,malle — [magis+volo] больше хотеть, предпочитать. А рядом прилагательное — malus, a, um -1) плохой,дурной,злой; 2) бессовестный, безнравственный и существительное — malum -зло, несчастье, беда. Но иногда случается так,что партения остается надолго, а «мало» растет, и как Баба-яга дорастает до неба. И приватизируется все : ресурсы, бюджет, армия, народ, конституция, история… Однако, слово malum и имеет и другое значение — «яблоко». Это символ Адама, который за свой эгоизм был изгнан из Рая и получил «зло» — первородный грех и смертность для всех последующих людей. Поэтому, как учит нас Патриарх-олигарх, ретушируя свои часы, скромнее надо быть в желаниях плебеи, скромнее. Долго жить в антисистеме не получится, сомнут системы. «Делится надо».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь