Александр Широв,
Заместитель директор Института народнохозяйственного прогнозирования, д.э.н.
– В послании президента мы слышали тезис об увеличении подушевого ВВП в полтора раза. Если его переводить на темпы роста ВВП, мы получим среднегодовые темпы в период до 2026 г. порядка 6%. Это сверхзадача для нашей экономики. В длительный период времени, видимо, такие темпы роста невозможны, но в период ускорения экономического роста в отдельные годы, я думаю, что это вполне достижимо. И достижимо с разных точек зрения.
Мы разложили эти возможные темпы роста по различным компонентам. Прежде всего, это отдельные проекты – это развитие инфраструктуры, это ввод жилья, это увеличение эффективности экспорта, это модернизация ключевых производств. Например, развитие инфраструктуры в ближайшие 6-7 лет способно увеличить темпы экономического роста примерно на один процентный пункт. То есть, при текущей базе в 1,5 – 2%, мы уже имеем 3% роста. Увеличение вводов жилья до 120 млн. кв. м. в год – это еще 0,8 процентного пункта. Эффективность экспорта – еще 0,7. И таким образом искомые 5 процентов, даже чуть больше, набираются.
Если мы говорим о темпах роста в терминах элементов использования ВВП, то чуть больше половины среднегодовых темпов роста в 5% должен обеспечить вклад со стороны инвестиций в основной капитал. Вторым важным направлением является потребление населения (вклад в формирование среднегодовых темпов роста ВВП в 2018-2026 гг. 1,2 процентных пункта).
Можно еще раз подчеркнуть, что сейчас невозможно запустить экономический рост без опоры на внутренний спрос. Внутренний спрос сейчас искусственно сдерживается и находится ниже равновесных уровней. И те действия правительства, которые были в конце прошлого – начале этого года, связанные с повышением доходов населения, безусловно, на мой взгляд – это движение в правильном направлении, более того, это действия, которые в определенной степени восстанавливают социальную справедливость. Что касается чистого экспорта, то его вклад в экономическую динамику будет ограничен (менее одного процентного пункта). Еще менее значимым будет вклад со стороны государственного потребления.
Если мы посмотрим на региональное развитие, то, к сожалению, здесь у нас есть существенные проблемы, потому что, если мы будем развиваться так, как мы развиваемся сейчас, у нас не будет изменений в пространственном развитии, то нам не хватает двух примерно процентных пунктов роста. Эти два процентных пункта должны быть сформированы в таких регионах, как Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Уральский федеральный округ. Это развитие традиционных промышленных регионов, придание динамизма тем территориям, которые имеют высокий потенциал развития. И это возможно, это предполагает соответствующую региональную экономическую политику.
Одним из региональных приоритетов является развитие республики Крым. Совершенно понятно, что интеграция такого крупного региона в экономику России – это длительный процесс. Фактически, по сравнению, например, со Ставропольским краем, за последние 15 лет Крым суммарно получил вдвое меньше объем инвестиций. Это значит, что, соответственно, он имеет и более низкий стартовый уровень. Задача состоит в том, чтобы Крым не просто достиг среднероссийского уровня, он должен приблизиться по ключевым показателям качества жизни и экономического развития к передовым российским регионам, потому что по уровню обеспеченности инфраструктурой, по природным факторам он имеет для этого все возможности. И, соответственно, политика, направленная на опережающее развитие этого стратегически важного региона должна быть одним из элементов общей стратегии развития российской экономики.
Таким образом, все то, что нужно для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику развития российской экономики, на мой взгляд, есть в текущем послании Президента. Проблема в том, как эти целевые ориентиры будут превращены в конкретные действия в области экономической политики. А здесь главное – риски реализации стратегии. Мы сейчас видим, что, к сожалению, часть тезисов заговаривается, интерпретируются в разрез с духом послания. В этом состоит существенная опасность. Потому что, если мы будем продолжать расти темпом в 1,5– 2%, то риски социальной политической напряженности в нашей стране резко возрастают.