Итоговая динамика российской экономики, которой в этом году еще предстоят серьезные испытания, пока не ясна. Однако вынужденные недельные каникулы в начале апреля могут отобрать у российского ВВП в 2020 году около 1%. Об этом говорится в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» НИУ ВШЭ.
Эксперты ВШЭ подчеркивают, что для прогнозов пока мало информации, но в условиях дальнейшего падения глобального спроса на сырье, финансовой лихорадки, роста неопределенности и угрозы демпинга со стороны Саудовской Аравии перспективы у российской экономики не радужные.
«Многое зависит от того, закрепят ли страны Азии успех в борьбе с вирусом и удастся ли развитым западным странам также относительно быстро справиться с этой проблемой, – добавляют исследователи, – если это произойдет, то и ожидания, и реальная экономика, и цена на нефть могут более или менее быстро начать восстанавливаться».
Однако возможны и иные сценарии. В частности, эксперты ВШЭ обращают внимание на то, что биржевой индекс страха вырос сейчас сильнее, чем в прошлый кризис, столкнувший российскую экономику в рецессию.
«Первой линией обороны против кризиса в сырьевой стране является бюджетное правило, однако, на практике при его использовании возникает много трудностей, – говорится в исследовании, – так, сейчас не ясно, являются ли шоковое изменение цены на нефть в марте 2020 года и вызванные им макроэкономические последствия краткосрочными или перманентными».
В Комментарии также подчеркивается, что в случае нарастания мирового кризиса выиграть смогут те, кто в конкуренции со странами Центральной и Восточной Европы и Белоруссией сможет после окончания острой фазы мировой рецессии стать дублирующим поставщиком изделий из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Европу и США.