Негативными факторами влияния на темпы экономического роста в России являются неблагоприятные демографические тенденции, низкий уровень доходов населения и структура его потребления, технологическое отставание страны в ряде областей, несбалансированная система ценообразования и требующие развития сегменты финансового сектора страны. К такому выводу пришли эксперты научного форума «Абалкинские чтения», организованного Вольным экономическим обществом России, Международным Союзом экономистов и секцией экономики Отделения общественных наук РАН. Форум был посвящен теме «30 лет новой России: проблемы, достижения, перспективы».
За 30 лет в России удалось победить нищету, однако существенно выросло имущественное расслоение и неравенство. «Преодолев тяжелое наследие краха СССР, наших бурных 90-х годов, добившись макроэкономической стабилизации, сейчас самое время оглянуться на пройденный за тридцать лет путь, чтобы констатировать – новой России нужна социальная модель развития, главной целью новой экономической политики должно стать – устранение вопиющих разрывов в уровне жизни», – полагает Сергей Бодрунов, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов.
Ключевой вопрос – повышение реальных доходов россиян. В стране, где потребление домашних хозяйств – это 50% ВВП, не стоит ожидать значимого экономического роста, если не растут доходы населения.
«Сейчас мы имеем ситуацию, когда 50% домашних хозяйств большую часть своих доходов тратят на продовольствие, обязательные платежи и услуги общественного транспорта, и это сдерживает развитие нашей экономики, потому что это сдерживает прежде всего мотивацию бизнеса инвестировать в рынок», – рассказал директор ИНП РАН Александр Широв.
Наряду со стагнацией реальных доходов населения, экономический рост сдерживает демографическая ситуация.
«Демография будет сильно давить на нас. Мы поддерживали численность населения в течение длительного времени за счет миграции, и этот фактор позволял нам компенсировать его естественную убыль. Сегодня он исчерпан, а это значит, что возникают дополнительные требования к сбережению населения», – рассказал Александр Широв.
Для решения демографической проблемы следует нарастить государственные расходы на увеличение рождаемости, и в целом – на здравоохранение и образование, считают эксперты ВЭО России.
«Наша медицина, бесспорно, недофинансирована, – отметил научный руководитель ИНП РАН Борис Порфирьев, – Расходы на здравоохранение, которые мы имели в 2020 году, благодаря беспрецедентным мерам поддержки, – это 5,6% ВВП, в предыдущие годы – примерно 4%. Из них госфинансирование – около 3,5%. Это в разы меньше, чем у наших партнеров. Расходы на медицину должны быть увеличены, и они окупятся – это инвестиции в человеческий капитал».
Еще одно препятствие на пути к устойчивому экономическому развитию, по мнению экспертов ВЭО России, – несбалансированная система ценообразования.
«Мы имеем как минимум четыре системы ценообразования внутри одной экономики – это нэтбэк, то есть экспортный паритет, это управляемые цены на продукцию инфраструктурных монополий, это импортные цены, это то, что возникает в результате балансировки спроса и предложения. И та импортируемая инфляция, которую мы имеем в этом году, во многом связана с этой разбалансированной системой цен», – пояснил Александр Широв.
Критическое значение для достижения приемлемых темпов экономического роста, сохранения конкурентоспособности страны в мировой экономике будут иметь технологические сдвиги, которые невозможны без расширения объема фундаментальных и прикладных исследований.
«Главная проблема российской экономики – это технологическое отставание. Если мы не изменим уровень использования технологий, наша доля в мировой экономике будет неизбежно сокращаться», – отметил Александр Широв.
Технологическое развитие России ограничивает в том числе и уровень затрат на науку, который существенно ниже, чем в странах технологических лидерах.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Яков Миркин назвал проблемы, которые тормозят развитие финансового сектора России. Это ограничительная денежная политика – подавление преимущественно немонетарной инфляции монетарными методами. Это вывоз капитала. С середины 90-х годов частный сектор вывез из России больше 800 миллиардов долларов, не считая того, что «вывезло» государство в форме своих резервов. Это нарастающая сверхконцентрация денежных средств в Москве. Так, доля Москвы и Московского региона на корсчетах банков в Банке России составляет 94,8%, что ведет к «денежному опустыниванию» и «банковскому опустыниванию» во многих регионах страны. Наконец, это избыточная регулятивная нагрузка на финансовый сектор.
Академик РАН Абел Аганбегян пояснил, чем, с его точки зрения, обусловлены низкие темпы экономического роста России: «Мы ушли от показавшей свою непригодность централизованной, административной неэффективной системы планового управления, но не создали нормальную рыночную экономику. Мы получили высокую степень огосударствления экономики – 71%, по данным Всемирного банка. У нас нет сбалансированного рынка – цены централизуются, во многих отраслях нет конкурентной среды из-за государственных олигархических монополий, нет системы формирования длинных денег – естественно, что мы не развиваемся».