Как санкции изменят нефтяную отрасль России

Страны Евросоюза обсуждают шестой пакет антироссийских санкций, главным ограничением в котором должно стать нефтяное эмбарго. Речь идет фактически о запрете на покупки российской нефти в объёме более 100 млн тонн. Учитывая, что общий объём экспорта сырой нефти в так называемые «недружественные страны» составляет порядка 220 млн тонн, а именно на них в первую очередь ориентирована структура российского нефтяного экспорта (60%), – это серьезный вызов.

Выступая на Московском академическом экономическом форуме, директор по энергетике Института энергетики и финансов Алексей Громов отметил, что России придется искать новых покупателей и формировать новые логистические цепочки для перенаправления российской нефти на мировые рынки, и этот процесс будет сопряжен с существенными сложностями.

«Перенаправление поставок российской нефти из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона технически возможно, но это приведёт к удвоению среднего времени доставки нефтеналивных грузов примерно вдвое – с 15 до 29 дней, увеличивает расходы на транспортировку, на потребность в танкерном флоте. На фоне дисконтов это, естественно, меньшая доходность российского нефтяного экспорта», – рассказал эксперт.

Что касается новых покупателей, российская нефть хорошо подходит для нефтеперерабатывающих заводов Китая и способна вытеснить до 149 млн т/год нефти, импортируемой Китаем из других стран. Этому может способствовать дисконт на российскую нефть (до $30/барр.). Однако Россия уже является крупнейшим поставщиком нефти в Китай, а китайские государственные нефтяные компании придерживается политики диверсификации импортеров.

«В этой связи мы не должны испытывать иллюзий, что Китай сможет полностью заместить поставки нефти, если будет введено нефтяное эмбарго со стороны ЕС», – пояснил Алексей Громов.

Доля России в импорте нефти Индии невелика – 4,5 млн тонн, или 2,1%, в 2021 году, поскольку Индии логистически дешевле получать нефть с Ближнего Востока. Но существенный дисконт на российскую нефть может сделать импорт выгодным для индийских компаний. В марте Россия уже экспортировала в Индию 360 тыс. барр./сут., что почти в четыре раза больше, чем в 2021 году.

«Индия готова брать до 15 млн тонн дополнительно российской нефти. Китай, возможно, купит порядка 5-6 дополнительных млн тонн в течение 2022 года. В дальнейшем возможен рост поставок во Вьетнам, Таиланд и другие страны Азии», – полагает Алексей Громов.

Чтобы решить в долгосрочной перспективе проблему переориентации поставок на другие экспортные рынки, в первую очередь на рынки Азии, России необходимо расширять возможности магистрального нефтепровода (МНП) Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО), особенно в плане портовой инфраструктуры и, соответственно, мощностей по перевалке нефтеналивных грузов, в том числе на железной дороге, заключил эксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here