Креативная индустрия в российской экономике вышла на среднемировой уровень

Фото: Alice Dietrich / Unsplash

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (ВШЭ) представил результаты анализа ключевых экономических индикаторов о развитии креативных индустрий в России в сравнении со странами с высоким развитием этого сектора.

По оценкам исследователей ВШЭ, валовая добавленная стоимость сектора в экономике РФ в 2019 году достигла почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности — ППС), или 2,4% ВВП.

Показатель России близок к среднемировому (3%), но ниже, чем в странах-лидерах: Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%). По объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий Китай и США заметно обгоняют другие страны с показателями 988 и 921,6 млрд США по ППС соответственно.

Внешняя торговля России креативными товарами имеет отрицательный торговый баланс. В 2019 году торговля креативными услугами продемонстрировала дефицит в $3 млрд, торговля креативными товарами — дефицит в $4 млрд. Оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг. Такая ситуация делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков, указывают в ИСИЭЗ. Россия экспортирует продукцию «низких переделов» — книги и газетную бумагу, а также предметы интерьера (мебель, обои и пр.). В импорте креативных товаров преобладают мебель и игрушки (при этом ввоз игрушек образует почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами — $1,2 млрд).

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в креативную экономику России вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране. Для измерения масштабов креативной занятости исследователи опирались на два частично пересекающихся показателя: 2,7 млн работающих в креативных индустриях (из которых не все заняты творческим трудом, например, водители на киностудии) и 3,5 млн занятых в креативных профессиях, в том числе в традиционных отраслях (например, дизайнеры в автоконцернах).

Напомним, 2021 год объявлен ООН Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. 26–29 августа в Москве пройдет II Российская креативная неделя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь