Молодые учители не стремятся работать в школах, следует из мониторинга экспертов Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС «Кадровая ситуация в школе: мнение учителей».
На начало прошлого учебного года в России педагогический стаж 56,2% учителей составлял 20 лет и более. Доля молодых учителей со стажем педагогической работы менее 3 лет – 8,3%. Это – проблема, полагают ученые. «С одной стороны, привлечение молодых специалистов позволит обновить кадровый состав школ, решить проблему старения учительского корпуса. С другой стороны, молодые учителя должны привнести в практику преподавания новые методы и технологии преподавания», – отмечают авторы исследования.
Возможно, одна из причин – в том, что молодым педагогам не всегда рады в уже сложившихся педагогических коллективах. Мониторинг экспертов РАНХиГС показал, что учителя воспринимают обновление кадрового состава без энтузиазма.
Когда педагогов спросили о взаимосвязи обновления кадрового состава школы с профессиональным уровнем коллектива, 71,4% ответили, что не видят ее. 8,6% педагогов полагают, что приход новых учителей ослабляет педагогический коллектив, и только 20% опрошенных отметили положительный эффект от прихода новых учителей в школу.
«Возможно, такие оценки объясняются определенным консерватизмом учительского корпуса, стремлением к сохранению традиций и стабильности сложившегося педагогического коллектива», – поясняют авторы исследования.
Из плюсов работы в школе опрошенные учителя называли удобный режим работы, ее стабильность и низкую вероятность потерять работу. Вместе с тем больше трети респондентов, особенно в небольших городах, не увидели в учительской деятельности ничего, что могло бы привлечь в школу молодежь.
Также стоит вопрос оплаты труда. Чем моложе учителя, тем выше среди них доля тех, кто до пандемии планировал найти себе подработку, что косвенно свидетельствует о недостаточном для молодежи уровне оплаты труда в школе, а также, возможно, о нехватке способов профессиональной самореализации, полагают ученые.
По версии экс-министра просвещения Ольги Васильевой, дело не в деньгах, а в том, что молодые педагоги мало знают о детях. «Они боятся этих детей, боятся заходить в эту школу, встречаться с этим классом. Возникает вопрос — наверное нужно что-то переделать, что-то в образовании педагогов должно быть расширено и углублено, но не в ущерб всему остальному. У нас во многих педагогических вузах вообще убирается возрастная психология. Возникает вопрос: откуда им набраться опыта, если у них практически нет знаний о ребенке?», – отмечала Васильева.
Мониторинг экспертов РАНХиГС также показал, что среди мотивов выбора педагогической профессии пока доминирует интерес к учительской деятельности. Вместе с тем чем моложе учителя, тем больше среди них тех, кто выбрал свою профессию случайно. Готовы ли такие молодые педагоги к учительскому труду и не уйдут ли быстро из профессии – вопрос.