Экономисты будущего: каким быть образованию

Развитие технологий нового уклада, широкий спектр трансформаций в экономической и социальной сферах, обострение геополитических противоречий — все эти процессы указывают на необходимость обновления научных подходов к социально-экономическому развитию. Для многих ученых это очевидно не первый десяток лет. Теперь это видит весь мир. Но для реализации новых социально-экономических подходов нужны экономисты с широким диапазоном знаний и рабочих моделей, воспитанные не по неолиберальным учебникам.

По материалам научного форума «Абалкинские чтения» на тему «Экономическое образование в современной России: вызовы, задачи, решения», организованного Вольным экономическим обществом России (ВЭО России), Международным союзом экономистов (МСЭ) и секцией экономики Отделения общественных наук РАН

Наполнить решение президента

Президент России Владимир Путин сообщил о принципиальном решении провести ряд важных изменений в высшем образовании, выступая с посланием Федеральному собранию 21 февраля 2023 года. И из первостепенных отраслей, которым нужны новые кадры, глава государства выделил именно экономику и социальные отрасли.

По словам Владимира Путина, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.

«В этой связи предлагается следующее. Первое — вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда», — заявил президент.

Путин получил университетам под контролем Минобрнауки России при участии экспертного сообщества разработать соответствующие образовательные программы.

Проблема финансирования

Эксперты Вольного экономического общества уже включились в работу над поставленной задачей. На площадке Общества собрались руководители экономических вузов, академики, профессора. Первой проблемой среди равных назвали финансирование бюджетного образования. Это особенно актуально для регионов страны.

По словам ректора Уральского государственного экономического университета, члена президиума ВЭО России Якова Силина, нужно обратить внимание на государственное финансирование образования, увеличить его в зависимости от потребностей регионов в кадрах. По словам ректора, в регионах есть конкурентоспособные университеты, выпускающие хороших и востребованных экономистов, но там крайне низкое число бюджетных мест. Например, в УрГЭУ бакалавров принимают всего 30 человек.

Число бюджетных мест в некоторых вузах России в 2023 году

Вуз                                                                                 Бакалавры               Магистры

УрГЭУ                                                                                           30                  23

РЭУ им. Плеханова                                                                      347                188

Новосибирский госуниверситет                                                       7                    8

Хабаровский госуниверситет экономики и права                             45                 —

Самарский государственный экономический университет                33                  10

Ростовский экономический университет                                           30                 10

Санкт-Петербургский государственный экономический университет  113            160

Как отметил Яков Силин, эта ситуация приводит к нехватке специалистов в регионах. Хотя желающих абитуриентов вполне достаточно, несмотря на демографическую яму. Например, в Новосибирском национальном исследовательском университете конкурс составляет 17 человек на место на экономические специальности и 25 — на менеджмент.

Президент ВЭО России обозначил проблемы экономического образования

Сходная в других ведущих вузах: Казанском университете, Пермском национальном исследовательском университете, Нижегородском федеральном университете.

Академик Абел Аганбегян напомнил свой тезис о том, что доля финансирования образования и в целом экономики знаний в ВВП РФ крайне низка, если принимать во внимание цели страны. По словам ученого, экономика знаний в целом и образование как ее составляющая — это второй по значимости драйвер социально-экономического развития после инвестиций в основной капитал.

Доля расходов на образование в ВВП РФ — 4%, в США эта цифра в три раза выше, в Китае и в Европе — в 2,5. Доля экономики знаний Китае — 22%, в странах Западной Европы — 30%, в США — 40%, а в России — всего 14%.

Вторая проблема, которая кажется по сравнению с первой парадоксальной, состоит в том, что на самом деле выпускникам непросто найти достойную работу по специальности.

Заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной думы ФС РФ Екатерина Харченко указала на дисбаланс между кадровой потребностью на рынке труда и структурой подготовки будущих экономистов. «Из-за низкого уровня оплаты труда выпускники экономических факультетов не работают по специальности, особенно в регионах. Они уходят менеджерами в автосалоны, в индустрию услуг — куда угодно. И ситуация с каждым годом усугубляется», — подчеркнула депутат. По мнению Екатерины Харченко, эту задачу нужно решать — создавать единую методологии прогнозирования кадровой потребности. Так, при безработице в России 3,7% в 2022 году число вакансий на портале «Работа в России» составляет более 600 тыс.

Один из способов исправления ситуации, по мнению Екатерины Харченко, — сделать прозрачным и расширить целевое обучение: сейчас риски неисполнения обязательств договора о целевом обучении очень велики. Выпускникам не грозят серьезные санкции из-за неисполнения обязательств.

Что можно сделать бесплатно прямо сейчас

Если число экономистов зависит от финансирования вузов, то их качество вполне реально поднять, изменив методики преподавания. Вузовские программы нужно обновлять, учитывая образовательные циклы, отметил декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Аузан. «Если мы намерены работать на фронтире и глобальных, и национальных процессов, худшее, что мы можем сделать, — застыть в тех рамках, которые казались правильными и модерновыми 12–16 лет тому назад», — отметил ученый.

Знания в области экономики и управления устаревают на 50% в течение двух-трех лет, согласился ректор Московского международного университета, член правления ВЭО России Альгирдас Манюшис. При этом, по его мнению, важно делать акцент на изучении ведущих экономик, а это сейчас не Запад, а азиатские страны, к тому же сегодня Россия перенацеливает экономическую политику на Восток.

По той же причине быстрых экономических изменений нужно оперативно актуализировать учебные пособия для экономистов, считает научный руководитель Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН Валерий Макаров. «Нужно создавать свои качественные учебники, потому что российское понимание экономики существенно отличается от западного», ​​— считает академик РАН.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования член-корреспондент РАН Александр Широв указал на дефицит в вузах профессоров, которые эффективно работают в экономике. «Практикующие и высокорейтинговые экономисты преподают по зову сердца. Заработать на этом невозможно. Необходимо привлекать их в вузы», — считает он.

Заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, вице-президент ВЭО России Александр Бузгалин полагает, что в программу подготовки экономистов следует включить расширенный курс российской экономики.

«Курс национальной экономики либо вообще не читают в вузах, либо он длится в течение двух месяцев — перед дипломом», — отметил ученый.

Теоретический суверенитет экономического образования

По мнению экспертов ВЭО России, крайне необходимо в ближайшее время скорректировать курс экономической теории. Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии академик РАН Сергей Глазьев считает, что «доминирование в экономическом образовании схоластики и рыночного фундаментализма приводит к подготовке беспомощных специалистов, не знающих законов развития экономики».

России нужны кадры, которые будут уметь не только строить бизнес-модели, полагает Александр Бузгалин, они должны владеть основами политэкономии, в рамках которой дается представление о расстановке социально-экономических сил, исследуется отношение собственности, распределения и перераспределения прибыли, ренты, воспроизводства.

«Все остальные науки — микро- и макроанализ, неоклассика — частные. Поэтому, как бы мы их ни компоновали, они будут показывать разные стороны процесса. Для того чтобы человек изучил алфавит экономической подготовки, он должен знать термины и категории, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и выстроены в систему», — отметил научный руководитель кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Анатолий Пороховский.

По мнению первого заместителя руководителя Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Сергея Толкачева, России нужна суверенная экономическая теория, которая будет системно излагать основные закономерности экономического развития как в национальном, так и в мирохозяйственном измерении и соответствовать геоэкономическому и геополитическому положению страны в мире.

«Наша наука и студенты должны думать не только о том, как заработать больше денег в конкретных условиях, но и понимать, как развивается современная экономическая система, и чего ждать в будущем», — поддержал экономистов первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной думы, член президиума ВЭО России Олег Смолин.

Директор Московской школы экономики МГУ имени М. В. Ломоносова, академик РАН, вице-президент ВЭО России Александр Некипелов подчеркнул, что задача политической экономии — получить макет экономики, который позволяет понять, как она работает, как взаимодействуют ее части и как они соподчинены друг с другом.

Расширить кругозор экономистов

Академик Сергей Глазьев убежден, что будущие экономисты должны владеть теорией научно-технического прогресса. «Управленцам нужно объяснять, что в основе экономического развития лежит научно-технический прогресс, что экономика никогда не бывает в состоянии равновесия, более того, не стремится к нему, постоянно двигаясь между разными аттракторами», — заявил академик РАН.

Знание теории научно-технического прогресса позволит студентам строить нелинейные, неравновесные экономические модели, которые позволяют эффективно прогнозировать риски.

«Обратите внимание: банки неохотно берут на работу экономистов, предпочитая им математиков, которые умеют оценивать риски, потому что работают со сложными моделями, понимают теорию вероятности и чувствуют нелинейность экономики. А наши студенты имеют в голове очень примитивную картину мира», — добавил ученый.

Александр Широв считает, что в современных образовательных программах экономистов неоправданно большое количество учебных часов приходится на эконометрику и математическое моделирование. «Классическое экономическое образование — вот, чего нам жизненно не хватает», — заключил ученый. Александр Аузан рассказал, что на экономическом факультете МГУ  уже добавили к математике гуманитарные дисциплины. Ученый привел в пример исследование, которое было проведено в Китае. Оказалось, что быстрее всего развивались те регионы страны, где был введен так называемый гражданский экзамен по Конфуцию, который требовал от граждан навыков стихосложения и каллиграфии.

«Экономическое образование лежит в основе управленческой деятельности, — подчеркнул ученый. — В России пять миллионов управленцев, и эти люди должны быть хорошо образованны», — подытожил заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАН Абел Аганбегян.

В современном, стремительно меняющемся мире одной неоклассики недостаточно. Для понимания глобальных сдвигов нужна теория, изучающая фундаментальные законы социально-экономического развития, объясняющая качественные изменения в технологиях, общественном устройстве, социальной структуре общества, целях развития. Нужна теория, которая не замыкается в узком пространстве функциональных связей рынка. Такой потенциал содержит современная гетеродоксальная экономическая теория.

В Китае, например, политическая экономия является одним из базовых предметов для студентов. Я не отрицаю необходимость погружать студентов-экономистов в различные теоретические платформы. Но для нашей страны дополнение курсов, основанных на неоклассике, фундаментальными курсами экономической теории является жизненно важным. Такие курсы читаются в России, хотя пока скорее как исключение.

В стране ситуация с фундаментальным экономическим образованием остается неблагоприятной. Студенты учатся по учебникам микро- и макроэкономики, написанным в США. Порой — многие годы, если не десятилетия назад. Или, в лучшем случае, по отечественным учебникам, по большому счету повторяющим американские рецепты. Исключения есть, но это именно исключения. Курсы, отражающие специфику российской экономики, или отсутствуют вообще, или занимают в разы меньше часов.

Назрела необходимость общенациональной дискуссии, в центре которой должны стоять вопросы дополнения преподавания микро- и макроэкономики курсами, по моему пониманию, двух типов: во-первых, рассматривающих фундаментальные проблемы социально-экономического развития, с выходом на исследование проблем развития общецивилизационного, и, во-вторых, раскрывающих специфику российской экономики и отражение в ней наших ценностных установок.

Из интервью Сергея Бодрунова, члена-корреспондента РАН, президента ВЭО России «Российской газете» 

Автор: Андрей Травин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь