К 2020 году по дорогам будут ездить около 250 миллионов автомобилей, подключаемых к Интернету, а к 2035 году объем рынка частично или полностью беспилотных автомобилей достигнет 77 миллионов долларов. Такие впечатляющие прогнозы дают Boston Consulting Group и Gartner. И, что нам гораздо важнее, Россия в этом беспилотном движении, судя по всему, не будет отставать от самых передовых примеров. И это движение как раз в том направлении, за которое ратует ВЭО, — новой индустриализации России, технологического прорыва.
7 миллиардов на беспилотные авто
Потенциал отрасли беспилотных транспортных средств огромен, уверена Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий. «Во-первых, речь идет об одном из наиболее массовых и востребованных продуктов – автотранспорте. Во-вторых, это сектор экономики, который основан на использовании новых технологий искусственного интеллекта и создании продуктов принципиально нового типа и качества. Основным двигателем беспилотных технологий является безопасность дорожного движения и экономичность», – говорит он а. Россия не отстает от мира. Отечественные беспилотники должны выйти на глобальный рынок к 2025 году. В этом году на развитие беспилотного транспорта в нашей стране планируется потратить 7 миллиардов рублей. 3,5 миллиарда выделят из государственного бюджета, другую половину инвестируют автопроизводители – участники рабочей группы AutoNet (сеть управления автотранспортом без водителя). Так, только «КамАЗ» в 2017 году направит на развитие беспилотных грузовиков около 400 миллионов рублей.
В 2015 году «КамАЗ» создал прототип первого в России беспилотного автомобиля на базе грузовика «КамАЗ-5350». Он может ездить по заданным маршрутам без водителя, различает дорожную разметку и знаки, а также другие машины и пешеходов. А уже в первой половине этого года Cognitive Technologies и «КамАЗ» представят прототип грузовика, оснащенного интеллектуальной системой помощи водителю, рассказал замглавы Международного центра робототехники Михаил Звонарев: «Предполагается, что она будет включать модули предупреждения об опасности столкновении с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков. Это уже будет реальный предпромышленный прототип, который может быть доведен до стадии промышленного производства к концу года».
Предвестники беспилотных технологий
Беспилотные технологии приходят к нам постепенно. Уже есть системы, способные влиять на управление автомобилем: автоматическое подруливание, торможение и т.п.
РЫНОК БЕСПИЛОТНИКОВ
К середине 2020-х годов, по мнению большинства экспертов, рынок беспилотных транспортных средств превысит 40 миллиардов долларов. Беспилотники могут занять до 10% автопарка
Сегодня в промышленное производство поступают системы интеллектуальной помощи водителю, предупреждающие об опасных ситуациях на дороге – опасном сближении, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения сигнала поворотника и т.д. Первые такие системы отечественного производства появятся уже в этом году.
Более 28 процентов россиян готовы уже сейчас использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге. Это показало исследование, проведенное Cognitive Technologies, Международным центром робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС и VidiaScope Inc. Любопытно, что такие опции людей интересуют даже больше, чем автоматическая парковка и автономное движение по автомагистрали. Но интереснее всего россиянам полная автоматизация движения в пробках — 37 опрошенных хотят в это время расслабиться.
Уже сегодня рынок систем помощи водителю оценивается в 6 миллиардов долларов, по данным BNP Paribas. «А к середине 2020-х годов большинство экспертов считает, что рынок беспилотных транспортных средств превысит 40 миллиардов долларов. При этом аналитики Frost&Sullivan прогнозируют, что к этому времени беспилотные автомобили могут занять до 8–10 процентов от всего мирового автопарка», – отмечает Михаил Звонарев.
Промежуточное звено
Но перед полностью беспилотными автомобилями нас еще ждут системы, способные брать на себя управление в определенных ситуациях, в пробках, на автомагистралях, на ограниченных территория и т. д. «В полном смысле слова беспилотных транспортных средств, способных перемещаться в автономном режиме по дорогам общего пользования, еще не создано. Сейчас на рынке представлены интеллектуальные системы помощи водителю или ADAS (advanced driver assistant system). Их уровень сложности возрастает от 0 (полностью ручное управление с интеллектуальным возможностями подсказок водителю в опасных ситуациях) до 5 (полностью автономное вождение). Системы ADAS первых 2-3 уровней используются сейчас в люксовых моделях известных брендов, что фактически удваивает их стоимость», – поясняет Ольга Ускова.
Чаще готовы тратить деньги на системы помощи при вождении, также как и на автопарковку, женщины и водители старше 50 лет. Вот только переплачивать за авторобот водители не хотят. Большинство – и в России, и в США – готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15 процентов от стоимости автомобиля. При этом безопасность для россиян вторична. Если для американцев снижение аварийности – главная причина пересесть на авторобот, то для россиян важнее всего возможность во время движения заниматься своими делами.
К наиболее перспективным направлениям рынка эксперты относят использование систем ADAS коммерческими парками или флотами автомобилей (такси, грузовые перевозки, логистика и т.п.). По данным Automotive Fleet Magazine, использование технологий ADAS в этом секторе будет удваиваться ежегодно, а через пять лет они и вовсе станут неотъемлемыми.
Кроме того, на рынке уже есть машины, способные передвигаться автономно на закрытых, ограниченных или специально оборудованных территориях (карьеры, опасные производства, шахты и т.п.). «Не исключено, что появление беспилотников на дорогах общего пользования опередят автономные сельскохозяйственные транспортные средства – умные трактора и комбайны. Сельское хозяйство это область, где отсутствует проблема дорог общего пользования и где не требуется каких-либо законодательных решений, разрешающих движение беспилотников по полям», – констатирует Ольга Ускова.
Кого будут штрафовать?
Пока что законодательство в этой области тормозит. Дальше всех в решении этого вопроса продвинулись США и Евросоюз. Так, Европарламент в этом году выступил с инициативой создания первого комплексного закона о роботах, учитывающего, в частности, вопросы страхования для беспилотников и даже этические проблемы роботизации. В России законопроекты, «регулирующие взаимоотношения робота и человека», будут приняты к 2022 году, ранее заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Однако нам нужно срочно ликвидировать отставание от ведущих стран в области законодательства в сфере робототехники, уверен ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем, глава Cognitive Technologies Андрей Черногоров: «По многим технологическим направлениям Россия может конкурировать на равных с ведущими мировыми разработчиками. Например, в направлении беспилотных автомобилей наши системы компьютерного зрения ничем не уступают, а в раде параметров и превосходят зарубежные аналоги».
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Законы в России никак не учитывают будущее с беспилотными автомобилями, мы рискуем попасть в зависимость от зарубежного права. Во всем мире основной проблемой также остается обеспечение максимальной близкой к 100% безопасности.
Отсутствие законов не позволяет нам в отличие от США и Европы, где нормативные акты уже приняты на уровне отдельных регионов, проводить тестирование на дорогах общего пользования. «Разработчики вынуждены вести работы в полулегальном режиме. Кроме того, в такой ситуации у России существуют высокие риски попасть в зависимость от зарубежного законодательства, формирующего и диктующего собственные правила передвижения беспилотного транспорта, стандартизации и сертификации беспилотных технологий», – считает он.
Помимо законодательства, одной из проблем развития беспилотного транспорта во всем мире является обеспечение стопроцентной или максимально близкой к этой цифре безопасности дорожного движения. Пока еще нет ни технических, ни программных средств, способных решить эту задачу. По мнению экспертов, на ее решение уйдут годы.
ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ЛЮДЕЙ В БЕСПИЛОТНОМ АВТОМОБИЛЕ % | |
Безопасность | 30 |
Возможность заниматься другим делом | 56 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
ЧТО ПУГАЕТ ЛЮДЕЙ В БЕСПИЛОТНОМ АВТОМОБИЛЕ % | |
невозможность в принципе повлиять на ситуацию | 29 |
возможность хакерского взлома | 16 |
возможность технического сбоя системы | 51 |
затрудняюсь ответить | 4 |
затрудняюсь ответить | 5 |
СКОЛЬКО ЛЮДИ ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ % АВТОМОБИЛЬ ПЕРЕДВИГАЛСЯ АВТОНОМНО |
|
до 15% от стоимости автомобиля | 59 |
до 30% от стоимости автомобиля | 32 |
до 50% от стоимости автомобиля | 8 |
более 50% от стоимости автомобиля | 1 |
Источник: опрос Cognitive Technologies, Международный центр робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, VidiaScope Inc.
Автор: Елена Березин