Тигран Саркисян
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии, к. э. н., премьер-министр Армении (2008–2014), председатель
ЦБ Армении (1998–2008)
ЦИФРА МЕНЯЕТ ВСЁ
Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей обусловливает значительные изменения
в характере производства, а значит, и в торгово-экономических отношениях между странами и интеграционными объединениями.
В частности, на наших глазах формируются и успешно действуют межотраслевые цифровые платформы (МЦП), которые обеспечивают автоматическую координацию и оптимизацию взаимосвязанной деятельности большого количества участников рынка за счет вытеснения по сути уже ненужных посредников. Это приводит к резкому сокращению транзакционных расходов и увеличению скорости осуществления операций.
Тем самым, МЦП — это особая, современная форма организации разделения труда. Особенность этой формы важна также с учетом того, что она существует в новой экономической реальности, одной из основных характеристик которой является следующая: максимальная добавочная стоимость сегодня создается
в новых отраслях, а также отраслях, прошедших оцифровку, что позволяет резко повышать производительность труда, связывая данные отрасли с МЦП.
Активы в традиционных отраслях промышленности, не прошедших оцифровку, резко обесцениваются на фоне роста стоимости новых цифровых активов. Ведущие эксперты сходятся во мнении, что в течение ближайших 15–20 лет мир ждет повсеместное применение платформенной бизнес-модели и, по сути дела, переформатирование привычных организационных структур промышленности и торговли.
Хорошим примером целенаправленного выращивания цифровой платформы является китайская Alibaba Group (создана в 1999 году, капитализация — 266 млрд долларов США). Группа состоит из 14 цифровых платформ, включающих торговые платформы, ориентированные на внешний и внутренний рынок, а также финансовую, логистическую, таможенную и прочие платформы. Способствуя экономическому росту, Alibaba Group играет важную роль в продвижении экономических интересов Китая на мировой арене, в том числе на территории бывшего СССР.
Подобные Alibaba Group транснациональные корпорации из США, Европы и Китая накапливают огромные массивы данных и информации при государственной поддержке с аккумуляцией серьезного научного потенциала. По оценкам Всемирного банка, глобальные цифровые платформы уже сегодня злоупотребляют своим доминирующим положением.
ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ ЭКОНОМИКИ
Все цифровые тренды вносят новую логику
не только в системы мировой торговли и экономики, но и интеграции. Старые ее модели теряют свои сравнительные преимущества, а новые находятся в процессе формирования. Иначе и быть не может, так как существующие модели интеграции формировались в экономических условиях, важнейшими элементами которых были установление тарифов, облегчение таможенных процедур, выработка общих правил торговли и т.д. Нынешний технологический и цифровой рывок создают свою интеграционную логику, основанную на технологических платформах и решениях, цифровизации и цифровых стандартах.
Говоря о влиянии основных тенденций цифровизации мировой экономики и торговли на пространство Евразийского экономического союза, можно сказать, что наше интеграционное пространство теряет потребителя, который уходит на цифровые рынки других стран. Например, Aliexpress пересылает уже 90% посылок, оформленных в рамках электронной трансграничной торговли гражданами наших стран, и генерирует около 50% денежного потока. Кроме того, крупные российские инвесторы вкладывают свои средства в дочерние предприятия подобных корпораций. Таким образом, мы уже является участниками этой новой цифровизированной мировой торговой системы и главная задача, стоящая перед нами сегодня, занятие достойного места в ней.
Надо отметить, что развитие цифровой экономики привело к появлению важнейших новых трендов в развитии мировой торгово-хозяйственной деятельности, в разделении труда и промышленной системе.
В мировом хозяйстве внедряются так называемые умные системы управления, которые благодаря автоматизации и цифровизации производственных процессов руководят ими, существенно сокращают транзакционные расходы, повышают энергоэффективность и выявляют рыночные и торговые преимущества.
Благодаря цифровизации появляются десятки и сотни новых специальностей, некоторые старые исчезают. Причем процесс этот происходит настолько быстро, что образовательные системы не успевают за изменениями и зачастую сами новые сектора становятся центрами образования. Яркий пример — образовательные центры при крупнейших IT-корпорациях мира, выпускники которых пользуются не меньшей конкурентоспособностью на рынке, чем выпускники лучших университетов.
И главное, появляются совершенно новые отрасли экономики, основу которых составляют цифровые технологии. Часть старых отраслей вымирает, но часть — трансформируется в цифровой логике. Растущая «цифровая доля» в стоимости современных автомобилей, например, неуклонно растет, и сами автомобили становятся «смартфонами на колесах», как их назвал в своей статье The Economist.
Надо отметить, что развитые страны и некоторые интеграционные объединения уже сформулировали свои цифровые повестки с целью ускорения трансформации традиционных отраслей и перехода
к цифровой форме взаимодействия. Европейский союз на институциональном уровне вывел цифровую повестку в отдельное направление интеграции
и принял решение о создании «Единого цифрового рынка ЕС». США, Великобритания, Южная Корея, Сингапур, Израиль и другие заявили о своих стратегиях в цифровой экономике и активно продвигают их через международные и двусторонние соглашения. Многие страны обозначили свою роль в разделении труда в цифровой экономике.
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
Евразийский экономический союз пока еще находится в начале пути формирования и реализации своей цифровой повестки, однако мы должны четко понимать, что этот путь не имеет альтернативы. Точнее, его единственной альтернативой может быть установление полного контроля над цифровым пространством Евразийского экономического союза со стороны глобальных игроков. А это недопустимо как для самого интеграционного объединения, так и для государств — членов ЕврАзЭС.
Вышеотмеченное таит в себе риски потери цифрового суверенитета и ослабления интеграционных стимулов через:
а) разведение нашей торговли и свободного перемещения товаров глобальными торговыми площадками;
б) подключение оцифрованных отечественных предприятий к МЦП других стран;
в) использование нашим бизнесом и гражданами новых цифровых решений по финансовым услугам, в том числе по биткоинам, которые также создаются иностранными компаниями;
г) привлечение нашей высококвалифицированной рабочей силы для разработки новых IT-решений для иностранных МЦП, которые и получают большую часть созданной добавочной стоимости.
Таким образом, основной риск сводится к потере конкурентных преимуществ Евразийского экономического союза в процессе трансформации мировых торговых площадок. Основной эффективный способ удерживания интеграционных процессов в рамках ЕАЭС — это формирование собственных МЦП для того, чтобы исключить отставание от новой цифровой революции и не оказаться в экономической и технологической зависимости.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
Сравнительным преимуществом для быстрой реализации подобного подхода в наших странах могут служить огромные массивы данных, собираемых с большинства организаций государственной информационной системы. Они могут стать плацдармом для выстраивания собственной экосистемы цифровых платформ ЕАЭС. Так, только в России существует 390 государственных информационных систем, собирающих несколько тысяч различных форм отчетности с бизнеса ежегодно. Побочным эффектом выстраивания подобной экосистемы будет являться перестроение существующего регулирования в алгоритмическое регулирование — прозрачное и не требующее огромного административного аппарата для его реализации.
Вторым преимуществом может стать наличие в наших странах уже задействованных частных инициатив по созданию собственных торговых и информационных площадок, которые могут быть вовлечены в процесс выстраивания глобальных МЦП на базе государственного частного партнерства. Это позволит привлечь к реализации мегапроектов отечественных инвесторов, обеспечить заказами наших специалистов в области IT, в том числе работающих по заказу иностранных компаний. К первому эшелону таких мегапроектов по МЦП можно отнести торговую, логистическую и финансовую платформы, а возможность организации государственных закупок на базе таких платформ может резко повысить интеграционную привлекательность и рыночную стоимость подобного проекта.
Евразийская экономическая комиссия сегодня создает интегрированную информационную систему для взаимодействия и координации государственных информационных ресурсов и информационных систем (ст. 23, п. 3 Союзного договора). Однако для адекватной реакции на вызовы и риски, стоящие перед нашим молодым объединением, необходим согласованный подход по широкой цифровой повестке нашего Союза. Заявление по цифровой повестке ЕврАзЭС, принятое главами государств 26 декабря 2016 года в городе Санкт-Петербург — проявление такого подхода.
Что надо сделать |
|
Это, с одной стороны, позволит сформулировать новую экономическую программу по модернизации национальных экономик, с другой — укрепит наше интеграционное объединение с возможностью привлечения стран, которые по объективным причинам не смогут выстраивать свои цифровые платформы. Реализация программы цифровизации наших экономик и пространства — задача, по своей амбициозности сравнимая с легендарной ГОЭЛРО, но ее положительный эффект может быть не меньше, чем от реализации программы электрификации. |