Обсуждаемая модель развития — «Структурно-инвестиционная политика в целях устойчивого роста и модернизации экономики», предложенная Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Целевая эмиссия
Сергей Глазьев, академик РАН, советник Президента РФ
— Мне кажется, в докладе достаточно скромно поставлены целевые ориентиры. Наверное, для того, чтобы не пугать сильно оппонентов и не навлекать на себя критику в плане шапкозакидательства или нереалистичности.
Если развивать тезис о тех управленческих действиях, эффект от которых на порядок превосходит затраты на реализацию и может быть получен за 2-3 года, я берусь сказать, что это даст только финансовый сектор, как раз целевая кредитная эмиссия, которая ничего не стоит и которая позволяет расшить узкие места и получить взрывной эффект там, где есть ресурсы, там, где есть возможность из связать и мы понимаем, как их связать.
Вопрос — какой масштаб вливания денег в экономику возможен? То, что последовательность должна быть именно такой: сначала мы вливаем деньги административным путем, опираясь на индикативные планы и механизмы частно-государственного партнерства под договора с бизнесом, а затем возникает положительная обратная связь, когда инвестиции расширяют производство, повышают его эффективность, обеспечивают рост доходов, рост доходов — рост сбережений, рост сбережений — дальнейший рост инвестиций, других вариантов нет. Надо эту положительную обратную связь закручивать.
Международный опыт
Огромный международный опыт на эту тему есть, который неплохо Миркиным (Яков Миркин — член Столыпинского клуба, д. э. н. — Ред.) проанализирован в его книгах, где он сформулировал идею финансового форсажа.
Идея финансового форсажа — это как раз то, что предполагает использование целевой кредитной эмиссии. Вопрос – какой может быть объем?
Цифра в полтора триллиона в год дана, я так понимаю, в том числе бизнесом. Деловая Россия тоже так оценивает: полтора триллиона в год для раскрутки этого маховика, может быть, хватило бы.
Цифра скромная, замечу, потому что Центральный банк за последние три года изъял из экономики 7 трлн. Просто взял и изъял 7 трлн., подняв процентную ставку…
Пример Китая
Мировой опыт подсказывает, как эту эмиссию можно и нужно делать. Я просто приведу несколько примеров. Все примеры экономического чуда в Юго-Восточной Азии были основаны на механизме целевой кредитной эмиссии. Страны поднимались практически с нуля, с очень низкими доходами населения и отсутствием сбережений. За счет чего финансировались инвестиции? За счет роста кредита. Причем рост кредита шел опережающим путем.
Самый масштабный пример — Китай. Мы знаем, во сколько раз вырос объем производства в Китае — объем денег в Китае вырос в пять раз больше, чем вырос объем производства. То есть сначала — целевая кредитная эмиссия, потом экономический рост и затем переход на рыночные механизмы, которые, кстати, все равно до конца не срабатывают, потому что выход Китая из такой псевдорецессии, когда у них темпы роста упали после внедрения рекомендаций Мирового банка, тоже пошел за счет наращивания государственных инвестиций. То же самое происходит в Индии.
Кредитная эмиссия в истории
Первый пример масштабной целевой кредитной эмиссии дала Япония. 1947 год, отсутствие денег, разгромленная экономика. Они просто начали вливать деньги путем эмиссии в приоритетные направления. Первые два года закончились фиаско — высокая инфляция. Они сворачивают эту программу, но потом с 1950 года опять ее запускают, в уже более жестком режиме.
Второй пример — Западная Европа, которая организовала финансирование и восстановление экономики через кредитную эмиссию под векселя предприятия. Предпоследними на этот путь встали американцы, когда с 1971 года начали целевую эмиссию исключительно под обязательства американского казначейства.
Обращаю внимание, что Европейский центральный банк возвращается сегодня к опыту 1950-х годов, когда ЕЦБ начинает выдавать кредиты, печатать деньги уже не только под облигации государств, но и под облигации корпораций.
Жёсткий контроль
Главное — запустить обратную связь, для чего наша система институтов пока, к сожалению, не приспособлена. Собака зарыта в контроле за целевым использованием денег.
Все примеры экономического чуда в Азии были основаны на целевой кредитной эмиссии.
Центральный банк в 2008 году производил масштабную эмиссию — эти 9 трлн. рублей были влиты после 2008 года. Куда они делись? Балансы банков показывают: на 80% деньги ушли в покупку валютных активов.
KFW
Прежнее название — KfW Bankengruppe, банковская группа KfW. Немецкий банк в государственной собственности (80% принадлежит ФРГ и 20% — землям Германии). Наблюдательный совет банка возглавляют поочередно министры финансов и экономики Германии. KfW берет свое начало от Kreditanstalt fur Wiederaufbau — Института кредитов на реконструкцию, созданного в 1948 году в качестве финансового инструмента реализации плана Маршалла. Сейчас банк занимается финансированием приоритетных проектов — в первую очередь жилищным строительством, проектами в сфере энерго-эффективности, кредитованием малого бизнеса и проектным финансированием экспортных отраслей.
То есть банки просто берут у Центрального банка дешевый кредит и меняют на валюту в ожидании падения курса рубля, то есть играют против самого же Центрального банка, который выдает кредиты.
Именно поэтому, кстати, Китай очень осторожно сегодня относится к вопросу либерализации счета капитала в валютном регулировании, хотя их валюта признана сегодня разновидностью резервной валюты.
Если мы обеспечим контроль за целевым использованием денег, мы можем довольно широко расширять кредитную эмиссию, следя за тем, чтобы деньги работали на рост реального производства, на повышение производительности реального сектора, где резервы огромные.
Мне кажется, те цифры, которые здесь даны, это нечто среднее между тем, что сейчас, и тем, что могло бы быть при оптимально организованном процессе финансирования инвестиций.
Последнее хочу сказать. Есть блестящий немецкий опыт создания крупной инвестиционно-кредитной структуры такого внебюджетного фонда.
Это KfW — немецкая финансовая корпорация, которая за счет кредитной эмиссии в 1950-1970-е годы финансировала значительную часть инвестиций в немецкой экономике.
Индикативное планирование
Георгий Цаголов, действительный член сената ВЭО России, профессор Международного университета в Москве, д. э. н.
— Мне показалось, что возникает вопрос: как эти все идеи реализовать на практике, чтобы к ним прислушались? Мне кажется, что ответом на этот вопрос в какой-то мере является то, что сказано авторами этого доклада.
А сказано, что этих целей нельзя достичь рыночными методами. И тогда хотелось бы уточнения, а, собственно, какими методами они могут быть достигнуты? И я хочу сказать, что и в этом плане тоже дан ответ на этот вопрос, но просто он немножко как бы скрыт — на странице 29 доклада говорится о том, что для того, чтобы в какой-то мере, в большей или в меньшей, эти все рекомендации, которые здесь содержатся, были бы реализованы, они требуют системы индикативного планирования…
Идея Джона Кеннета Гэлбрейта
Американский экономист Гэлбрейт полстолетия назад разъяснил, что никакого рынка нету уже нигде, что все идет по каким-то другим законам. В этой ситуации необходим разумный — именно разумный — дирижизм.
И вот если это действительно сделать, то все замечательные высказывания относительно того, куда какие деньги откуда можно изъять, взять, переместить и сделать, заработают… Но планирование должно работать не ради планирования и бюрократии, которая будет этим заниматься, а, конечно, оно должно быть подконтрольным, должно быть проверочным, и тогда будет ответственность…
Даже довольно обширные рамки журнала, к сожалению, не позволяют охватить все мнения, которые высказывались на дискуссиях в Координационном клубе ВЭО России. Многие ценные идеи и замечания мы обязательно используем в следующих номерах «Вольной экономики».