Развитие малого и среднего бизнеса в хлебобулочной отрасли России
Авторы:
Сергей Митин,
Доктор экономических наук, профессор. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политики
Юрий Кацнельсон,
Президент Российской Гильдии пекарей и кондитеров; Секретарь Президиума Международного Союза пекарей и кондитеров (UIB); Вице-президент Международного Союза пекарей и кондитеров (UIBC)
Татьяна Панова,
Декан факультета Международного регионоведения и регионального управления РАНХиГС, к.э.н.
Проблемы МСП в хлебопекарной отрасли в цифрах
Малый и средний хлебопекарный бизнес в России становится всё более затратным. За период 2017-2020 гг. произошло существенное изменение цены на зерно (пшеницу) – рост на 40,9%, при этом средние цены производителей муки выросли на 25%, а средние цены производителей хлебобулочных изделий за этот же период выросли только на 8,9 %.
Хлебопекарная отрасль является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности и обеспечивает около 11 % выручки всей пищевой промышленности. По оценке Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСП и К), рынок хлебобулочной продукции в России по итогам 2019 года составил 11,46 млн. тонн. В 2019 году, по данным Росстата, физический объем производства хлеба и хлебобулочных изделий, включая полуфабрикаты, только на средних и крупных предприятиях (так называемый индустриальный сегмент) составил 6,3 млн. тонн (снижение на 1,2% к уровню 2018 года).
За январь-июнь 2020 года средние цены производителей на муку пшеничную выросли на 14,1%, а на муку ржаную на 12,7%. Общие поступления в бюджет от розничной продажи хлеба и хлебобулочных изделий в 2019 году составили свыше 16 млрд. рублей. При этом Россия находится на 92 месте по цене на хлеб согласно данным сайта Numbeo.com, аккумулирующего информацию по потребительским ценам на продукты и услуги из открытых источников по странам мира.
Стоимость буханки белого хлеба (500 гр.)
№ п/п |
Страна |
Цена, долл.США |
1. |
Норвегия |
3,08 |
2. |
Швейцария |
3.00 |
3. |
Исландия |
2,98 |
4. |
Дания |
2,79 |
5. |
Соединенные Штаты |
2,72 |
6. |
Швеция |
2,49 |
7. |
Южная Корея |
2,48 |
8. |
Финляндия |
2,34 |
9. |
Австрия |
2,26 |
10. |
Канада |
2,18 |
11. |
Ямайка |
2,17 |
12. |
Израиль |
2,11 |
13. |
Бельгия |
2,01 |
14. |
Австралия |
2,00 |
15. |
Гватемала |
2,00 |
16. |
Нидерланды |
2,00 |
17. |
Гонконг |
1,98 |
18. |
Тайвань |
1,94 |
19. |
Япония |
1,94 |
20. |
Тринидад и Тобаго |
1,93 |
… |
||
92. |
Россия |
0,46* |
* пересчет по курсу ЦБ РФ от 1 октября 2020 года USD1=78.78 руб.
Рассмотрим цены производителей зерна и муки за период с января 2017г. по август 2020 года. Средние цены производителей пшеницы выросли за период январь-август 2020 года на 10,6%, за период август 2019 – август 2020 г. на 23,9%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 40,9%. Средние цены производителей ржи за период январь-август 2020 года снизились на 5,9 %, за период август 2019 – август 2020 г. выросли на 33,6%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года увеличились на 35,2 %.
Средние цены производителей муки пшеничной выросли за период январь-август 2020 года на 12,2%, за период август 2019 – август 2020 г. на 10,0%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 25,0 %. Средние цены производителей муки ржаной выросли за период январь-август 2020 года на 5,0%, за период август 2019 – август 2020 г. на 30,5%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 59,0 %.
А теперь сравним рост цен на зерно и муку с таким же показателем на хлебобулочные изделия. Средние цены производителей на изделия хлебобулочные из пшеничной муки выросли за период январь-август 2020 года на 5,7%, за период август 2019 – август 2020 г. на 5,1%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 8,9 %. Средние цены производителей на изделия хлебобулочные из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки выросли за период январь-август 2020 года на 5,2%, за период август 2019 – август 2020 г. на 7,8%, а в целом за период с января 2017 года по август 2020 года на 26,6 %.
Приведенные данные показывают, что за период 2017-2020 гг. произошло существенное изменение цены на зерно (пшеницу) – рост на 40,9%, при этом средние цены производителей муки выросли на 25%, а средние цены производителей хлебобулочных изделий за этот же период выросли только на 8,9 %.
Развитие собственной розницы
Решить проблему может развитие пекарями собственной розницы. Это даёт значительные преимущества в плане связи производителя с конечными потребителями и является стратегическим направлением развития хлебопечения России. Население предпочитает приобретать хлеб непосредственно в месте проживания (по пути на работу или с работы, во время прогулок). Исходя из этого, предпочтительно размещать объекты производства и реализации продукции непосредственно в жилом секторе на маршрутах концентрации людских потоков.
По данным государственной регистрации Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2019 году на территории Российской Федерации работало 17 525 предприятий с видом деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий». При этом 95,7% субъектов хлебопечения относятся к предприятиям микро- и малого бизнеса (учитывая пекарни сетевого ритейла и пекарни потребительской кооперации), а 3,2% — к среднему бизнесу. На индустриальный сегмент приходится 1,1%.
Уровень конкуренции на рынках можно оценить по количеству предприятий на 10 тысяч человек. В РФ средний уровень — 1,2, тогда как за рубежом составляет 3-4. Увеличение числа хлебопекарных бизнесов создает конкурентный рынок, что важно и для потребителей, и для производителей.
Отметим, что, по данным Росстата, в 21 регионе количество хлебопекарных предприятий на 10 тысяч человек составляет 2 или более, а лидерами по данному показателю являются Магаданская область (3,8), Ненецкий АО (3,4) и Республика Саха-Якутия (3,4). Однако в 31 регионе России количество субъектов хлебопечения — менее 1 на 10 тысяч — это крайне низкий показатель, свидетельствующий о недостаточной территориально-экономической доступности хлеба.
((диаграмма))
Распределение хлебопекарных предприятий по федеральным округам
Данные Росстата
Хлебопекарная отрасль и пандемия
Численность занятых в сфере хлебопечения составляет свыше 257 тысяч человек.
По некоторым оценкам экспертов с приходом пандемии в Россию помимо 4,5 млн безработных, учитываемых Росстатом, 4,9 млн — так называемые скрытые безработные, которых официальная статистика не учитывает. То есть, реальное число безработных в России составляло в среднем в апреле — июне более 9,3 млн. человек, или 12% от экономически активного населения. В отдельных регионах показатель реальной безработицы приблизился к 40%.
Проведенный РОСПиК опрос предпринимателей выявил основные проблемы, с которыми столкнулись хлебопекарные предприятия в период пандемии коронавируса. Предприниматели говорят о снижении количества покупателей, что зачастую объясняется местоположением торговых и производственных площадей — некоторые находились в торговых центрах, закрытых на период действия ограничительных мер, другие были ориентированы на персонал расположенных рядом офисных зданий, рынков и прочих объектов, которые также оказались закрыты или ограничены для посещения. Также свое негативное влияние оказало снижение деловой активности, закрытие большого количества, прежде всего, малых и микропредприятий в сфере услуг, сокращение персонала или перевод на удаленную работу офисных сотрудников — снизился или совсем упал трафик и, соответственно, продажи.
С другой стороны, снижение доходов населения привело к росту потребления массовых и доступных сортов хлеба и снижению спроса на хлебобулочные изделия с высокой добавленной стоимостью. Так, по данным Росстата, оптовые продажи хлеба и хлебобулочных изделий в России по крупным и средним организациям оптовой торговли в январе-июне 2020 года выросли в 2,04 раза по сравнению с первым полугодием 2019 года. При этом средние месячные оптовые продажи в апреле, мае и июне были выше показателей первых трех месяцев 2020 года более чем в 4 раза.
Создание новых предприятий
Развитие хлебопечения может внести весомый вклад в снижение уровня безработицы.
В частности, большой резерв в увеличении занятости населения имеется в развитии патентной системы налогообложения. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер годового дохода, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем в зависимости от средней численности наемных работников (не более 15 человек). Величина потенциально возможного годового дохода напрямую влияет на стоимость патента по видам деятельности в регионах. Количество выданных патентов по виду деятельности «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», по данным Федеральной налоговой службы (далее ФНС), показано в таблице.
Количество выданных патентов «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», ед.
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Российская Федерация, всего |
678 |
1 428 |
2 099 |
2567 |
Данные ФНС
По оценке РОСПиК доходы бюджета от выданных патентов в сфере хлебопечения в 2019 году составили свыше 128 млн. рублей, что, конечно, говорит о возможностях роста в этой области. Стоимость патентов сильно отличается по регионам. Так, в Ростове-на-Дону 2019 году это было 210 540 руб., а в других муниципальных образованиях Ростовской области — 42 000 руб. В Москве – 300 000 рублей, а в Московской области — 67 729. Снижение стоимости патента администрациями регионов, особенно в крупных городах и областных центрах, способно кратно увеличить выдачу патентов, а следовательно, повлиять на создание новых бизнесов и уровень занятости.
Создание условий для новых бизнесов позволит повысить число хлебопекарных предприятий до 2-х на 10 тысяч человек и создать к 2030 году до 13 тысяч новых субъектов МСП в хлебопечении и кондитерском производстве, а также свыше 230 тысяч новых рабочих мест.
Полезный хлеб
Важной тенденцией развития хлебопекарного бизнеса в мире и в нашей стране является повышение пищевой ценности хлебобулочных изделий. Это и увеличение выпуска лечебно-профилактических и функциональных хлебобулочных изделий, и расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки. Этот тренд в последние месяцы опирается на федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».
Однако, производство специализированных хлебобулочных изделий, в том числе диетических, а также обогащенных микронутриентами, в 2019 году снизилось на 5,3% к итогам 2018 года, при этом специализированное хлебопечение составляет в структуре производства хлеба по-прежнему крайне малую часть — порядка 1%.
На наш взгляд, в приоритетном порядке необходимо:
— увеличить объемы производства диетических и обогащенных микронутриентами хлебобулочных изделий до 15-20% от общего производства (на сегодняшний день – 3%);
— увеличить количество площадок для эффективной пропаганды здорового образа жизни, включая разъяснение пользы продукции специализированного хлебопечения (так, в сентябре 2018 года в Москве состоялся Международный конгресс «Лечебно-профилактическое и функциональное хлебопечение» «Хлеб – это здоровье»).
— в проекте Долгосрочной стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года в разделах, посвященных сфере и развитию хлебопечения, дополнить целевые индикаторы производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности показателем «Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий». При этом в базовом сценарии рост производства по этому показателю должен быть следующим: 2020 г. — 140 тыс.т., 2021 г. — 150 тыс.т., 2022 г. — 160 тыс.т., 2023 г. — 180 тыс.т., 2024 — 200 тыс.т., 2025 г. — 220 тыс.т., 2026 г. — 240 тыс.т., 2027 г. — 260 тыс.т., 2029 г. — 280 тыс.т., 2030 г. – 300 тыс. т.
Мы полностью поддерживаем мнение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, который не без основания считает, что реализация задачи по увеличению доли производства специализированных хлебобулочных изделий, в том числе диетических, а также обогащенных микронутриентами, должна находиться на контроле глав субъектов федерации.
Что нужно сделать
Для развития хлебопечения в России необходимо:
— усилить финансовую поддержку через оперативное регулирование законодательных актов Российской Федерации, что сможет оказать положительный экономический эффект, с одной стороны, для представителей субъектов предпринимательства, а с другой стороны, для государства, которое оказывает субсидированную поддержку производителям хлеба — хлеб должен быть доступен без бюджетного влияния;
— обеспечить население страны продуктом, доступным территориально и экономически, за счет создания новых бизнесов;
— поддержать развитие производителями хлеба собственных магазинов реализации продукции, в том числе мобильных — это позволит хлебопёку существенно расширить рынок сбыта, увеличить объём производства и ассортимент выпускаемой продукции, обеспечить свежим хлебом населённые пункты, не имеющие собственных пекарен;
— интенсивно развивать сферу хлебопечения, что позволит сохранить продуктивную конкурентную среду, минимизируя негативные последствия пандемии, а в долгосрочной перспективе способствует созданию к 2030 году свыше 230 тысяч новых рабочих мест и до 13 тысяч новых субъектов МСП.
Резюмируя, стоит отметить, что за последние 20 лет произошел окончательный переход хлебопекарного рынка от модели социалистической к рыночной, с подавляющим преобладанием малого и среднего бизнеса. Эта тенденция в будущем будет только развиваться. Вкусовые и качественные предпочтения будут играть возрастающую роль при выборе потребителем продукции и производителя хлеба, булочных и кондитерских изделий. Фактор цены, важный в условиях длительного периода снижения доходов, тем не менее, будет уступать по значимости таким показателям как качество и безопасность продукции, вкус, полезность для здоровья, а также разнообразие и доступность.