Перезагрузка нацпроектов

В июле президент России Владимир Путин дал поручение правительству РФ скорректировать программы национальных проектов, потому что их реализация в прежнем виде была невозможна из-за сложившейся ситуации с коронакризисом. Будут изменены не только цели, но и показатели эффективности исполнения нацпроектов, а также ответственные за достижение каждой цели. Эксперты 28-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России обсудили, на чем следует сконцентрировать внимание при корректировке нацпроектов.

Стержень экономики

Национальные проекты должны остаться несущей конструкцией, векторами развития в среднесрочной и, судя по всему, долгосрочной перспективе, потому что они отражают национальные приоритеты в области социально-экономического развития убежден научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев.

«Тем не менее, учитывая серьезные перемены в геополитической и геоэкономической обстановке, а также противоречивые процессы в экономике и экономической политике внутри страны последнего времени и прогнозируемые в ближайшем будущем, нужны корректировки», – пояснил академик.

«В начале года аудиторы Счетной палаты указывали на недостатки нацпроектов, в частности, на невозможность оценить фактическое достижение их целевых показателей, неувязанность с национальными целями, в скорректированных нацпроектах эти проблемы должны быть решены, обновлены показатели и цели, – отметил президент ВЭО России Сергей Бодрунов.

Убежден, что корректировка нацпроектов должна осуществляться с учетом экспертных оценок и предложений научного сообщества, добавил президент ВЭО России.


Недостаточный охват

Академик РАН Абел Аганбегян убежден, что нужны новые нацпроекты, потому что уже разработанные не охватывают ряд главных задач, сформулированных в майском указе президента России Владимира Путина.

Один из новых нацпроектов, по словам ученого, должен решить задачу преодолении бедности, увеличения реальных доходов населения и сокращения социального неравенства между бедными и богатыми.

По мнению академика, следует уже с осени 2020 года поднять уровень минимальной зарплаты с 12 тысяч до 20 тысяч рублей в месяц и увеличить пособие по безработице с 4,5-12,1 тысяч рублей до 12,1-30 тысяч рублей в месяц, продлить для населения и малого бизнеса сроки погашения задолженности по кредитам до 2-3 лет, установив сниженный размер годовой процентной ставки и будущих кредитов в размере не выше 8% годовых.

Еще один нацпроект должен обеспечить технологический прорыв. Коренное техническое перевооружение предстоит осуществить в энергетике, химической промышленности, электронике, фармацевтике, приборостроении, ядерной технологии, авиатехнике и космической сфере.

«В настоящее время, как известно, износ основных фондов в России приближается к 50%… Средний срок службы машин и оборудования у нас 15 лет, что вдвое выше, чем в развитых странах. Из них 23% всех машин и оборудования работают свыше сроков износа и должны были бы давно быть заменены новыми машинами и оборудованием», – пояснил академик.

Нужна система национальных проектов по базовым ключевым отраслям экономики и в первую очередь по машиностроению, чтобы техническое перевооружение осуществлялось на базе отечественной техники, полагает ученый.

По словам Абела Аганбегяна, важны новые национальные проекты по обеспечению форсированного роста инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, которые являются главными драйверами социально-экономического роста.

«Чтобы с 2022-2023 гг. перейти на 3%-й ежегодный прирост экономики, удельный вес инвестиций и вложений в ВВП нужно увеличить хотя бы до 22% (прим.доля инвестиций в ВВП в 2019 году по инвестициям составляла 17% и по вложениям 14%), что потребует ежегодного прироста этих инвестиций и вложений по 10-15%».

Руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» ЦЭМИ РАН Георгий Клейнер отметил, что необходим национальный проект, посвященный развитию отечественных предприятий как класса, как института, и еще один нацпроект, в котором бы говорилось о системе управления экономикой.

«Если мы не победим ту систему управления, которая сложилась в результате известных «движений», включая хаотическое управление в 90-х годах, ручное – в 2000-х, попытку стратегического управления, неуправляемая ситуация будет нам мешать. Должен быть национальный проект на эту тему», – полагает ученый.

Есть, что поправить

Помимо новых национальных проектов, необходимы корректировка и развитие действующих 13 проектов, полагают эксперты.

По словам Бориса Порфирьева, необходимо увеличить финансирование нацпроекта «Здравоохранение».

«В целом финансирование этого национального проекта было на достойном уровне… Тем не менее, этого недостаточно: если пересчитать указанную сумму в расчете на соответствующего пациента, получим величину порядка 120-130 тыс. руб., что в общем является в лучшем случае стартовой величиной», – рассказал академик.

Академик Абел Агабегян напомнил, что не выполнен показатель по снижению основной статьи смертности населения страны. Из 1,8 млн умерших в 2019 году 47% умерло именно от сердечно-сосудистых заболеваний.

« Из 1,7 трлн рублей на проект «Здравоохранение» и более чем 1 трлн рублей, предусмотренных на сокращение смертности от отдельных патологий за шесть лет, на главную категорию смертности выделено менее 7% и около 4% ресурсов, что не замедлило сказаться на  результате», – отметил академик.

Содержание национальных программ не всегда нацелено на конечный результат, делает вывод Абел Аганбегян, а именно: не ранжированы мероприятия по приоритетности, нет оценки насколько то или иное мероприятие сказывается на результатах (в приведенном выше примере – на смертности). Качество разработки программ и руководство этими программами нуждается в коренном улучшении, полагает академик.

«Следовало бы перейти на программно-целевой метод управления. Целесообразно иметь научного руководителя, а не только административного руководителя, а также базовый научно-производственный центр, который разрабатывает и осуществляет мониторинг выполнения намеченных мероприятий. Следовало бы иметь научный совет с соответствующими членами, отвечающими по своему профилю за те или иные мероприятия. Для этого нужно воспользоваться собственным опытом (атомного, космического проектов) – ничего не надо придумывать», – рассказал эксперт.

Борис Порфирьев обратил внимание на важность цепочек взаимосвязей, между национальными проектами. Академик привел в пример взаимосвязь нацпроектов «Здравоохранения» и «Экология».

«В нашей стране, по оценкам, от 15% до 20% качества жизни и здоровья человека связано с состоянием окружающей среды. Однако, как известно, реализация, в том числе исполнение бюджета по национальному проекту «Экология», далеко от желаемого… Очевидно, нужны какие-то компенсационные механизмы, позволяющие сохранить и обеспечить достижение тех целей, которые были поставлены руководством страны. Сокращая финансирование в одном месте, неизбежно подорвет реалистичность исполнения целей других национальных проектов», – пояснил Борис Порфирьев.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Сергей Калашников указывает на то, что увязки нет и между принятыми документами.

«В национальном плане восстановления экономики присутствует новый объемный пакет инфраструктурных проектов, в основном транспортного характера, при этом с принятой концепцией пространственного развития Российской Федерации, в том числе и транспортного развития, это никак не увязано», – подчеркнул сенатор.

Директор Института «Центр Развития» ВШЭ Наталья Акиндинова рассказала, что эксперты ВШЭ подготовили ряд предложений по обновлению нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В частности, предлагается принять меры по поддержке «стартующих» бизнесов, поскольку в России коэффициент смертности малого бизнеса выше, чем коэффициент рождаемости, по поддержке быстро растущих субъектов малого бизнеса, по поддержке бизнеса в освоении новых продуктовых рынков, в первую очередь – экспортных.

«Главное – следует перестать расценивать малый бизнес как резервуар для избыточной занятости, которая высвобождается с крупных мероприятий. В большинстве развитых экономик малый бизнес – сектор, который генерирует инновации, и его доля составляет 50% и выше, в России это пока всего 20%», – рассказала Наталья Акиндинова.

Директор Института экономики РАН Елена Ленчук полагает, что основная проблема нацпроектов в том, что они не вписаны в методологию стратегического планирования. «Каждый раз мы начинаем проекты как с чистого листа, не учитывая ошибки, недостатки, узкие места их предшественников, не анализируя, почему не были достигнуты те или иные целевые показатели», – отметила эксперт.

Сергей Калашников согласился с Еленой Ленчук, отметив, что работа над ошибками не проведена – нет анализа существующих системных противоречий. 

«Цели национального проекта «Демография» предполагается достичь за счет дополнительного привлечения иностранной рабочей силы в размере четырех миллионов человек, при этом никто не ставит вопрос, что делать с занятостью в таком случае?», – привел пример сенатор.

Финансовый вопрос

По оценкам Натальи Акиндиновой, бюджетное финансирование национальных проектов в ближайшие два года будет сокращено на 8–12%.

«Ресурсная ситуация будет жесткой. Обновленный прогноз Минэкономразвития не предполагает восстановление мировой конъюнктуры и цен на нефть до уровня 2019 года, соответственно мы будем жить при меньшем объеме ресурсов и это, видимо, отразится на масштабах финансирования многих направлений расходов и, в частности, национальных проектов», – пояснила эксперт.

Для достижения заявленных целей придется поменять принципы формирования бюджета, полагает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

«Сокращение расходов в бюджете отнюдь не трагедия, – поясняет Александр Широв. – Наше Министерство финансов уже многие годы, еще со времен Алексея Кудрина, предусматривает многократное бюджетное резервирование: в конце года или в середине года появляются свободные деньги и их можно потратить куда угодно. С одной стороны, такой подход к бюджетному планированию понятен – мы сейчас не знаем, как ситуация будет развиваться в середине следующего года, и там можно будет перенаправить эти средства куда-нибудь, чем сейчас их заранее раскассировать. Но с другой стороны, очевидно, что это логика оперативного управления экономикой».

По его мнению, такой подход значительно ограничивает возможности долгосрочного выстраивания системы финансирования экономики и исполнение общенационального плана правительства потребует его пересмотра.

«Мы, имея более 12% ВВП в фонде национального благосостояния, собираемся покрывать дефицит бюджета в основном за счет заимствований. Возникает вопрос – а куда же мы собираемся эти 12% тратить? – отмечает Александр Широв, – Все это приводит к мысли, что пока наша финансовая и бюджетно-финансовая система не настроена на реализацию плана правительства и других механизмов реализации целей развития. Она настроена на оперативное решение текущих проблем»

Абел Аганбегян обращает внимание на то, что только четверть финансовых ресурсов национальных проектов – средства частных компаний,  а ведь частный сектор концентрирует 60% всех инвестиций в основной капитал, в то время как на госсектор приходится только 40%, а на госбюджет, включая региональные и муниципальные бюджеты и средства внебюджетных госфондов (пенсионного, здравоохранение и социального) – только 15%.

По словам академика, необходимо хотя бы 30% от общего инвестиционного финансирования экономики страны использовать целевым образом в национальных проектах. Для этого нужно мобилизовать значительную часть активов российских банков для вложений в окупаемые проекты национальных программ.

«Чтобы обеспечить эффективность кредитов и заинтересованность бизнеса их использовать, нужны конкурентоспособные процентные ставки в размере 3-5% годовых. Этому способствовало бы дальнейшее снижение ключевой ставки Центробанка до 4% к концу 2020 году и 3% к концу 2021 году, что может быть достигнуто совместными согласованными усилиями правительства и Центробанка», – пояснил академик. Тогда стране удастся достигнуть ускоряющегося социально-экономического роста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь