Наталья Акиндинова, директор Института Центра Развития Высшей школы экономики
Мы все знаем, что у нас на 2021 год уже принято решение о том, что расходы федерального бюджета будут несколько ниже, чем в 2020 году, когда они повысились в связи с принятием масштабных антикризисных мер, а к 2022 году предполагается возврат к бюджетному правилу. Таким образом, финансовая ситуация, ресурсная ситуация будет жесткой в ближайшее время, поскольку даже обновленный оптимистический прогноз Минэкономразвития не предполагает восстановления мировой конъюнктуры и, в частности, цен на нефть до тех уровней, которые были до 2019 года, соответственно мы будем жить при меньшем объеме ресурсов, и это, видимо, отразится на масштабах финансирования многих направлений расходов и, в частности, национальных проектов. Можно ожидать, что в новом проекте бюджета на ближайшие два года финансирование национальных проектов будет сокращено на 8–12%, и часть этого финансирования, видимо, будет отнесена на более поздние периоды, в связи с тем что национальные проекты растягиваются уже не до 2024, а до 2030 года. Но в общем-то, действительно, это связано и с частичным сокращением тех мероприятий в рамках нацпроектов, которые могут быть признаны неактуальными.
Насколько можно судить сейчас по рабочим материалам к проекту бюджета, большие сокращения предполагаются в нацпроекты, которые связаны как раз с экономическим развитием, с международной кооперацией и экспортом, с цифровой экономикой, и в меньшей степени в социальные нацпроекты. Но это говорит о том, что сами эти нацпроекты в сфере экономики в том виде, в котором они сейчас существуют, не работают и недостаточно актуальны, поэтому, имея в виду, что достижение целей развития требует повышения экономического роста, на доработку нацпроектов в сфере экономики должно быть обращено ключевое внимание.
Предварительно можно сказать, что наша экономика не столько динамичная, сколько стабильная, – это известное общее место. И отчасти на поверхности лежит, что это связывается с тем, что приоритетом нашей бюджетной, денежно-кредитной политики последние годы является именно обеспечение макростабильности, но не стимулирование монетарно-экономического роста. Но с другой стороны, на наш взгляд, ключевой причиной этой излишней стабильности, которая переходит в стагнацию, нашей экономики является ее структура и излишняя централизованность, излишняя сосредоточенность в экономической активности на крупных предприятиях, крупных проектах и недостаточное развитие малого, среднего бизнеса, о котором мы всё время говорим, но он не развивается. То есть у нас доля малого бизнеса остается на уровне 20%, и он является по большей части низкотехнологичным, с небольшой производительностью, хотя в ведущих странах, которые демонстрируют высокие темпы роста и быстрое технологическое развитие, доля малого бизнеса существенно выше – 50% и даже выше.
Мы в рамках своих экспертных работ по разработке предложений для корректировки национальных проектов в связи с новыми национальными целями обращаем на это внимание — одна из работ как раз называется «Эффективный труд и успешное предпринимательство». Мы сделали ряд предложений по обновлению национальных проектов в сфере предпринимательства, в сфере поддержки малого бизнеса, и я перечислю часть из этих предложений.
В первую очередь, мы считаем, что нужно перестать расценивать малый бизнес как резервуар для избыточной занятости, которая высвобождается с крупных предприятий. В большинстве развитых экономик мира малый бизнес является источником новых идей, более адаптивным сектором, сектором, который генерирует и инновации, и новые технологии, и в части цифровой трансформации тоже находится впереди, и, что очень важно, с точки зрения достижения других национальных целей, связанных с реализацией талантов, сохранением населения и сохранением его потенциала, малый бизнес является источником успешности для граждан.
В связи с этим мы предлагаем предпринять меры, во-первых, по поддержке стартующего бизнеса, поскольку у нас уже несколько лет коэффициент смертности малого бизнеса гораздо выше, чем коэффициент рождаемости, поэтому не хватает мотивации для начала собственного бизнеса и для того, чтобы продолжать этим заниматься. То есть поддержка стартапов, затем поддержка быстрорастущих субъектов малого бизнеса, то есть поддержка не слабых, поддержка в первую очередь сильных и уже добившихся успехов. Поддержка малого бизнеса, когда он осваивает новые продуктовые рынки, особенно когда он выходит на экспортные рынки. Эти меры нужно расширить. Также поддержка обязательно молодежного предпринимательства, поскольку, конечно, молодежь имеет наибольший потенциал для того, чтобы себя реализовать в этой сфере. Конечно, для этого нужно те инструменты, которые сейчас используются, пересмотреть, усовершенствовать, имея в виду вот эти векторы, которые я перечислила.