Коронавирус вынудил школы и вузы перейти на дистанционное образование. Учащиеся и преподаватели отнеслись к этому по-разному. Молодое поколение восприняло удаленное обучение проще из-за привычки постоянно общаться в цифровом пространстве. Но все же, как показали опросы, участники образовательного процесса всех возрастов мечтают поскорее вернуться в аудитории.
Лучше очно
Вузы и школы начали процесс перехода к дистанционному обучению в середине марта. Одним из главных требований в связи с этим было сохранение качества образования. И его удалось выполнить: более 70% студентов оценили уровень преподавания в удаленном формате как высокий, показал проведенный в мае опрос ВЦИОМ. Половина ребят отметили увеличение нагрузки и на преподавателей, и на студентов.
«Система высшего образования справилась с переходом на дистанционное обучение во многом благодаря тому, что преподаватели перешли на практически индивидуальную работу со студентами, – прокомментировал результаты опроса глава Минобрнауки России Валерий Фальков. – При этом мы понимаем, что нагрузка на всех участников образовательного процесса выросла».
Свое мнение об онлайн-обучении высказали и преподаватели. Масштабный опрос провели Минобрнауки и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Как оказалось, организационные и технические сложности преподавателей не испугали. А вот психологически к дистанционному образовательному процессу многие из них оказались не готовы. Изменение привычного распорядка дня и образа жизни, нарушение границы между работой и отдыхом привели к стрессу. Работать из дома не понравилось 66% преподавателей. Треть рассказали, что у них дома нет комфортного места для ведения занятий. Почти 86% признались, что свободного времени стало меньше. И почти 88% полагают, что их занятия лучше проводить в традиционном очном формате. Часто это связанно с особенностями преподаваемых дисциплин (например, технические и экспериментальные).
Большинство преподавателей практически постоянно находятся в онлайн-среде с мобильных устройств или компьютеров. И 75% из них оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях в целом выше, чем у коллег. Несмотря на это, авторы исследования не исключают, что негативное восприятия дистанта связано с резким переходом на непривычные формы работы. Большинство преподавателей не обладали необходимыми онлайн-навыками и вынуждены были проходить «нулевой цикл» в их освоении.
Сами преподаватели выделили три составляющих успешного дистанционного образования – материальную (обеспечение техникой и программами), коммуникативную (среда для общения, необходимая и достаточная для поддержания удаленного обучения, включения в коллектив и поддержания высокого уровня обучения) и организационную (снижение бюрократического давления и предоставление большей свободы в выборе средств и методов обучения).
В качестве основных угроз перехода на дистанционный формат преподаватели назвали спад мотивации студентов к обучению, нехватку у студентов навыков для поддержания дисциплины и усердия в дистанционном обучении, эмоциональные срывы как студентов, так и преподавателей, отсутствие в системе образования индивидуального подхода, обезличенность, невозможность контролировать уровень знаний.
Лектор стал блогером
Впрочем, есть преподаватели, которые не просто приняли новые форматы образования, но и смогли заинтересовать своим примером учеников. Причем способность адаптироваться, как оказалось, не зависит от возраста. Так, этой весной стал звездой 69-летний репетитор по физике и математике из Петербурга Николай Милованов. Он записывает уроки в виде роликов на TikTok. Самый популярный – «Сколько радиан в развернутом угле?» – набрал более 2 миллионов просмотров, а постоянных подписчиков у преподавателя 140 тысяч.
Воспринимают преподавателя по-разному. Кто-то пишет в комментариях «Тик Ток ломает людей», «Похоже, я в матклассе скоро так же с катушек съеду». Но все же большинство Милованову благодарны: «Спасибо, я выучила новую тему по геометрии за 0,23 секунды», «Если эти ваши дистанционные обучения не похожи на это, даже не вспоминайте про меня».
Оригинальный подход к подаче материала сделал популярной и преподавателя русского языка Любовь Гараз. Самое популярное видео – на тему ЕГЭ по русскому языку. «По приезду, по прилету, по приходу – приведут тебя к неверному исходу! По приходе, по прилете, по приезде – вот так лучше безошибочно ответьте!», – произносит преподаватель в стиле рэп-исполнителей.
Но быстро освоиться в современных технологиях смогли далеко не все учителя, особенно школьные. В начале карантина почти половина из них отметили, что им требуется помощь, чтобы вести дистанционное обучение эффективно, показал опрос Аналитического центра НАФИ. Чаще всего просят помощи из-за проблем с технической оснащенностью своего рабочего места (например, с устаревшей техникой, медленным соединением с интернетом), из-за недостатка методических знаний в дистанционном обучении, технических знаний и навыков по работе с компьютером.
«Ситуация во многом осложняется тем, что 40% школьных учителей в нашей стране находятся в возрасте старше 50 лет, а доля молодых педагогов не превышает 13%, – отметила директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова. – Пожилым педагогам сложнее приспособиться к дистанционному формату, изучить возможности современных гаджетов и программ, подготовить визуальный материал для каждого урока». По ее мнению, помощь своим педагогам могли бы оказать учащиеся – показать, какими программами можно пользоваться для организации видеоуроков, вебинаров и электронных тестирований. «Направление обратного наставничества (reverse mentoring) во всем мире сейчас набирает обороты, расширяя связи между людьми, сокращая дистанцию между поколениями», – добавила Спиридонова.
Комментируя результаты опроса, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина подчеркнула, что учителям пришлось экстренно переходить на дистанционное ведение уроков. И они, по ее мнению, с этим справились. «Времени не было ни на техническую, ни на психологическую подготовку. Они буквально за неделю освоили видеоприложения, продумали подачу материала детям, перестроили рабочие программы. Педагоги, давно пользующиеся возможностями Интернет-технологий, стали делиться с коллегами своими методическими разработками, технологическими картами, чек-листами, видеоуроками, алгоритмами организации обучения для ребят с разной обеспеченностью техникой. Некоторые учителя проводили в социальных сетях стримы, собирая аудиторию в несколько тысяч участников и отвечая на самые острые вопросы коллег. Педагоги, которые знали, что у их учеников нет возможности учиться онлайн, старались использовать и другие возможности, даже оставляли задания в почтовых ящиках», – рассказала депутат.
Поддержать преподавателей готово и государство, и бизнес. На встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала о совместной Министерством просвещения работе по поддержке дистанционного образования и развитию новых образовательных форматов. «Вместе с лидерами рынка запустили навигатор дополнительного образования, где выложен бесплатный контент для школьников, родителей, учителей и по программе общего образования, и по форматам: кружки, техническое творчество. То есть в летний каникулярный период у ребят есть доступ к такому формату времяпрепровождения и обучения», – отметила Чупшева. В навигатор попадают только те программы, которые прошли экспертную оценку («Яндекс.Школа», «Учи.ру», школьная цифровая платформа Сбербанка и др.). В целом 8 миллионов школьников пользуются этими программами.
Стресс-тест пройден
Рабочая группа ректоров ведущих университетов Общественного совета при Минобрнауки России проанализировала, какие уроки российские вузы извлекли из опыта работы в период действия связанных с пандемией ограничительных мер. Авторы аналитического доклада заключили, что система высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный опыт открыл «окно возможностей» для очередного шага в развитии высшей школы.
Как полагают эксперты, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. «Большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры и это, конечно, вопрос к перезагрузке проекта цифровой университет», – полагает ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
Еще один вывод – пандемия показала важность психологической поддержки студентов и преподавателей, а также формирования навыков самоорганизации и самообучения у студентов. «В онлайн-формате тяжелее учиться тем, кто не успел приобрести достаточного опыта обучения в университете», – отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и предложил предусмотреть занятия с первокурсниками по развитию навыков самостоятельной учебы, проведения презентаций и дискуссий.
При работе университетов в условиях пандемии, как отмечается в докладе, проявилась необходимость разработки новой комбинированной модели образовательного процесса. Она должна сочетать в себе традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическую и научную деятельность и использование онлайн-курсов и тренажеров. При этом, как подчеркивают эксперты, не все процессы университетской жизни можно перенести в виртуальное пространство. О полном переносе программ высшего образования в онлайн-формат речь не идет. Скорее, дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей. «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с министерством справятся с этой задачей», – заключил Валерий Фальков.
Автор: Анна Белова
Подверстка
«91% студентов хотят в аудитории»
Будущее высшего образования президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов обсудил в своей авторской программе «Дом «Э» с ректорами двух российских вузов — одного из ведущих столичных, и одного — хорошего провинциального университета.
Так, ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров рассказал, что только у 35% студентов не возникло никаких проблем с дистанционным обучением. Ребята жаловались на низкую скорость интернета, отсутствие оборудования, проблемы с входов в систему вебинаров и чатов. И только 9% заявили, что хотят продолжать образование в дистанционной форме, а 91% хочет вернуться в аудиторию. «Вуз – это не только передача знаний, но и сообщество людей. Это непрерывный, который обогащается общением студента с преподавателем, преподавателя со студентами, студентов между собой. Это очень важно, потому что вузы выполняют не только образовательную функцию, но и социальные многие функции, воспитательную функцию», – подчеркнул Эскиндаров.
Он напомнил, что университеты пережили множество реформ и проблемных периодов, однако продолжили существовать. Останутся они и после пандемии, однако формы преподавания некоторых дисциплин изменятся, полагает Эскиндаров. Часть из них полностью уйдет в онлайн-формат, в других студентам будут рекомендовать дистанционно изучать отдельные темы и разделы.
С тем, что дистанционное образование не может в полной мере заменить традиционные форматы, согласен и ректор Тамбовского государственного университета Владимир Стромов. Он так же, как и Михаил Эскиндаров, подчеркнул, что человеческое общение стало в период пандемии самой главной ценностью. Будущее, по словам Стромова, за смешанными форматами образования. Перейти в онлайн могут, например, лекции по общим предметам – это освободит время и для педагогов, и для студентов.
«Я думаю, что смешанный формат – это некий переход от пассивной модели преподавания к активной модели, когда преподаватели готовят онлайн-курс. Если мы говорим об онлайн-лекциях, это набор неких видеороликов, где преподаватели ставят проблему, обсуждают острые вопросы. Такой набор по всему курсу заставляет студента быть активным и в обязательном порядке проходить тесты по пройденному материалу. Поэтому, однозначно, процесс изменения будет», – заключил Стромов.