Екатерина Харченко: бизнес нужно повернуть лицом к науке

Екатерина Харченко,

Заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы, доктор экономических наук, профессор

– Мы живём в уникальное время турбулентности социально-экономической системы. Неопределённость внешней среды, геополитические факторы ставят перед научным сообществом и органами исполнительной и законодательной власти масштабные задачи. Главное в текущих условиях – чётко выстроить приоритеты. Первый уровень – поддержание экономики, бизнеса, людей, социальной сферы, выполнение всех обязательств и функций государства, реализация государственной политики в различных отраслях, национальных проектов, государственных программ. Но это тактика. А сегодняшняя площадка (Московский академический экономический форум), безусловно, нацелена на стратегическое видение, на разработку долгосрочных перспектив трансформации модели социально-экономического развития. Мы видим, что существующие подходы, механизмы не всегда эффективны.

Вопросы борьбы с технологическим занавесом – сейчас приоритет №1. Как заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы приведу несколько цифр. На программы научно-технологического развития страны ежегодно выделяется 1,2 трлн руб и непосредственно на исследования – 500 млрд руб. Начата работа по созданию отечественной методологии оценки результативности научных исследований. Это касается и учёных, и научных коллективов, организаций в целом. Безусловно, важна роль единой государственной информационной системы, в которой будут отражены все результаты научно-исследовательской деятельности всех акторов системы науки и высшего образования.

Хочу сказать о важности такого направления, как управление человеческим капиталом. Наше богатство – это люди. Речь идет о преемственности поколений, научных школ, об удовлетворении потребности реального сектора экономики в кадрах. Не буду углубляться в тему дисбаланса между системой подготовки кадров и рынка труда. Мы знаем, что потребность в кадрах велика. При этом много выпускников вузов не могут найти себя в профессии, трудоустроиться. Поэтому прогнозирование кадровой потребности по отраслям, по территориям национальной экономики – важная целевая задача государства. А здесь, простите за ненаукообразность, у семи нянек дитя без глаз. И Минтруд в этом процессе задействован, и Минобрнауки, и Министерство просвещения, и Министерство экономического развития, и многие федеральные органы исполнительной власти. На уровне региональных экономик у этого процесса порой вообще нет кураторов, поэтому межведомственный характер реализации государственной политики в этой сфере, конечно, имеет огромное значение.

Российская наука – одна из самых молодых в мире. 44,3% учёных и исследователей моложе 40 лет. За последние 20 лет их доля выросла более чем в полтора раза. 46 лет – средний возраст исследователей. Эти данные приводились на форуме молодых учёных в Сочи, когда подводились итоги Года науки и технологий, который Президент объявил в 2021 году. Безусловно, в России большое внимание уделяется подготовке и поиску талантливой молодёжи. Я буквально по верхам пройдусь по тем инструментам, которые для этого используются. Это и уникальный фонд «Талант и успех», и центр «Сириус», где более 800 детей каждый месяц обучаются по программам приоритетных профилей. Это и кванториумы, которые создавались в рамках национальных проектов. Это проект «Россия – страна возможностей». И социальные, и кадровые лифты работают. Создано более 120 молодёжных лабораторий, где выпускники вузов могут заняться исследовательской деятельностью. Более 27 тысяч молодых учёных поддержал Российский научный фонд и другие институты развития научно-исследовательской деятельности.

Безусловно, все эти положительные, скажем так, моменты реализации госполитики невозможны без законодательных инициатив. Наш Комитет вносит весомый вклад в законодательное совершенствование этой сферы. Серьёзные изменения сейчас происходят в механизме целевого обучения. Уже внесён законопроект о целевом обучении. Ирина Анатольевна Яровая – инициатор этого законопроекта. Мы создаём прозрачную, понятную, действенную систему, чтобы любой абитуриент мог выбрать вуз, направление подготовки, а, главное, работодателя, с которым он заключит договор и будет трудоустроен по специальности. Президент дал поручение в этом году на 45 тысяч увеличить количество бюджетных мест. Это очень важно, особенно по приоритетным направлениям подготовки. Программа молодёжной занятости, возможность финансирования науки и образования из региональных бюджетов – это нововведение. Существенная трансформация ждёт и закон о молодёжной политике. Создана государственная программа молодёжного трудоустройства. Напомню, что на 2022 – 2024 годы из федерального бюджета выделено более 5 трлн руб на сферу образования и науки.

Решение проблем нашего успешного развития во многом связано с преодолением несовершенства системы управления экономикой. Мы видим, к сожалению, узкие места. Огромную роль играют кадровые и социальные лифты и междисциплинарные подходы к подготовке кадров, когда инженеры получают компетенции IT, экономисты – дополнительные творческие профессии. Конкурентоспособность наших выпускников растёт, когда они получают междисциплинарные знания. Кадровые трансформации идут в том числе и в губернаторском корпусе, и в структурах федеральной, региональной власти. Велика роль регионов в этих процессах. Регионам предложено разрабатывать программы научно-технологического развития.

Сейчас десятилетие науки и технологий, и, безусловно, 2021 год – год науки и технологий, стал трамплином для прогресса отечественной мысли. Среди достижений российской науки – запуск вакцины от коронавируса в массовое производство, глубоководный нейтринный телескоп Байкал, физический запуск термоядерной установки Токамак. Международная премия ЮНЕСКО имени Дмитрия Ивановича Менделеева впервые присуждена российскому академику Юрию Оганесяну за то, что он дополнил элементы таблицы Менделеева со 113-го по 118-й.

И в завершении, хочу отметить, что оперативность и эффективность взаимодействия исполнительной, законодательной власти, научного, образовательного сообщества, экспертов, бизнесов значительно увеличилась. Снизилась бюрократическая нагрузка. Постоянное взаимодействие с институтами Российской академии наук, с региональными вузами. Работают действенные механизмы реализации государственной политики в сфере науки и высшего образования в ключевых направлениях, передовые инженерные школы, платформы университетского технологического предпринимательства. На программу трансформации инженерного образования направлено 38 млрд рублей.

Я согласна с необходимостью повышения эффективности синхронизации фундаментальной, прикладной науки с научно-технологическим развитием бизнеса. У науки главные заказчики – это социальная сфера и бизнес. И временно́й лаг в этом взаимодействии нужно сокращать.

Доля внебюджетных источников финансирования на условиях государственно-частного партнёрства – в среднем 50%. В рамках этой программы нужно повернуть бизнес лицом и к фундаментальной, и к прикладной науке. Наша задача сейчас – максимально убрать межведомственные барьеры. Это позволит перейти от интеллектуальных прорывов к решениям социально-экономических проблем.

По материалам IV Московского академического экономического форума, 16 мая 2022 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь