Главные тренды в мировом и российском EdTech

Урок – это взгляд с экрана

После заявления Президента России о реформе высшего образования на площадках правительства, вузов, научных центров и общественных организаций, включая ВЭО России прошли дискуссии, на которых обсуждались в том числе новейшие технологии в сфере образования, которые уже сейчас меняют эту сферу. Каковы сейчас главные тренды в мировом и российском EdTech.

Ландшафт рынка

Спрос на образовательные технологии – EdTech (англ. Educational Technology) – значительно подстегнула пандемия коронавируса в 2020 году. Тогда из-за локдаунов школы и университеты вынуждены были переходить на дистанционные форматы обучения. Параллельно стали развиваться удаленные форматы работы, из-за этого вырос спрос на профессии, позволяющие не ходить в офис. Быстро освоить такую специальность позволяют онлайн-курсы.

После марта 2022 года резко увеличилась потребность в ИТ-специалистах, поэтому и участники EdTech-рынка стали предлагать больше таких программ подготовки, и потенциальные студенты стали активно интересоваться обучением на программиста, тестировщика, аналитика и т.д.

Пять основных карьерных целей студентов онлайн-курсов, %

Источник: Институт образования Высшей школы экономики

Поменять профессию, найти новую работу 44
Получить навыки для работы на фрилансе 18
Подтвердить квалификацию  11
Получить повышение на текущей работе  6
Перейти на смежную должность на текущей работе 5


Армия айтишников

Российский EdTech-рынок вырос на 17,9% в 2022 году, совокупная выручка компаний составила около 87 млрд рублей, подсчитали в агентстве Smart Ranking. Одним из драйверов стал рост спроса на онлайн-курсы сегмента дополнительного профессионального образования. В первом квартале 2023 года рост выручки составил около 23%.

Становится заметным тренд на быстрое получение новой профессии и выход на рынок труда. Особенно популярно ИТ-направление, в частности программирование и аналитика данных. Спрос на бизнес-образование онлайн, наоборот, падает.

Лидеры за 1 квартал 2023 года
Онлайн-школа английского Skyeng 3,4 млрд рублей (плюс на 23,3%)
Платформа ИТ-профессий Skillbox 2,53 млрд рублей (минус 11,54%)
«Like Центр» (бизнес и тренинги) 2,1 млрд рублей ( плюс 18%)

Новые образовательные форматы активно развивают и вузы. В апреле прошла Первая Всероссийская конференция «Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего», организованная Министерством науки и высшего образования РФ. Участники подчеркнули важность выстраивания плотного взаимодействия между ИТ-компаниями и вузами. В частности, было предложено создать единый реестр отечественных отраслевых программ для использования университетами. Как рассказала замглавы Минобрнауки России Дарья Кирьянова, ведомство начало общение с университетами в ручном режиме: обсуждается, как можно усовершенствовать работу руководителей цифровой трансформации и выделить характеристики и показатели, релевантные для вузов всех направлений.

В поиске новых образовательных траекторий вузы сотрудничают с крупнейшими технологическими платформами. Так, в феврале о стратегическом партнерстве договорились СберОбразование и Российский университет дружбы народов (РУДН), они будут совместно работать над созданием современных образовательных программ, в том числе внедрять и развивать технологии цифрового обучения.

Опыт мировых лидеров

Самый развитый EdTech-рынок сегодня — США, там работает половина из 50 крупнейших мировых компаний сегмента, рассказали участники ежегодной конференции EdCrunch в ноябре 2022 года. На развивающихся рынках EdTech-платформы также стремительно набирают обороты. В топ-50 входят несколько компаний из Латинской Америки и Индии, а десять крупнейших китайских платформ заработали столько же, сколько 25 американских лидеров рынка. За 2022 год инвесторы по всему миру вложили в EdTech около 5 млрд долларов, а вот инвестиции в российские проекты упали в четыре раза, по данным Smart Ranking, до 650 млн рублей.

Аналитики из GP Bullhound среди основных трендов в онлайн-образовании выделяют асинхронное обучение, широкое внедрение технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности, геймификацию. Так, асинхронное обучение – более персонализированное, полагают специалисты, потому что студент может подключаться к образовательному процессу в удобное для себя время. Эксперты считают, что такая модель обеспечивает большую гибкость при разработке курсов и повышает вовлеченность обучающихся.

Образование – один из ключевых сегментов применения решений на основе искусственного интеллекта. В исследовании Prescient&Strategic Intelligence отмечается растущий спрос на мониторинг и анализ обучения в режиме реального времени. Искусственный интеллект помогает автоматизировать административные задачи, оценку и обратную связь. Это экономит время учителей и дает им возможность сосредоточиться непосредственно на преподавании и общении со студентами.

Технологии дополненной реальности (AR/VR) улучшают результаты обучения за счет концентрации внимания. Также аудиовизуальный формат помогает лучше запоминать учебный материал. Такие технологии, по словам исполнительного директора ZSpace Пола Келленбергера, уже доказали свою эффективность в естественных и инженерных науках, математике, архитектуре, ИТ, коммуникациях.

Финансово-экономическая грамотность в России

Еще один образовательный тренд – геймификация. По некоторым оценкам, рынок обучения на основе игр вырастет почти на 10 миллиардов долларов с 2021 по 2025 год. Главный драйвер здесь – раннее, в российской практике дошкольное, образование. Но игры подходят не только для детей. Исследования показывают, что геймификация повышает успеваемость студентов на 35%, особенно в сочетании с традиционными методами обучения.

Кто и зачем учится онлайн

В 2021 году россияне впервые потратили на онлайн-обучение больше, чем на очное образование в вузах. По данным исследования «Нетологии» совместно с Агентством инноваций города Москвы и Talent Tech, курсы онлайн тогда прошли 18 миллионов человек, потратив на это 226 млрд рублей. В университетах очно учились 12 миллионов человек, заплативших за это 214 млрд рублей. Самыми востребованными направлениями в онлайне стали ИТ-профессии и маркетинг — их выбрали 2,6 млн человек.

После марта 2022 года в структуре спроса произошли изменения. Интерес к ИТ сохраняется, а вот к маркетингу заметно упал, отмечают в «Яндекс.Практикум». Реагируя на это, платформа сосредотачивается на обучение разработчиков и тестировщиков.

Исполнительный директор «Синхронизации» Денис Колодий отмечает, что слушатели сейчас чаще выбирают более короткие курсы на 3 недели, чем длинные от 1–2 месяца. С этим соглашается и серийный предприниматель, основатель «Нетология-групп» Максим Спиридонов: «Будет расти спрос на обучение профессиям, которые можно быстро освоить и которые востребованы в условиях кризиса. Все, что обучает дополнительному заработку и экономии, финансовой грамотности, будет востребовано». Длинное обучение, по его мнению, вряд ли будет пользоваться спросом — люди в условиях кризиса не готовы ждать год, чтобы пройти обучение и только потом начать зарабатывать.

Основными плюсами онлайн-обучения сами пользователи называют возможность учиться в любое время и из любой точки мира. Треть отмечают также экономию времени и денег. Проблемы тоже есть, чаще всего жалуются на технические сбои и отсутствие контакта с преподавателем, контроля с его стороны.

Для большинства студентов мотивация выбора онлайн-курсов – желание сменить работу. Прошлогодний опрос сервиса Работа.ру показал, что переучиться на новую специальность хотели бы 2 из 3 россиян с профессиональным образованием. «В последние годы стремительно растет трудовая мобильность россиян. Все больше соискателей ради улучшения условий труда и жизни готовы к значительным переменам: переездам, переобучению, получению дополнительного образования или повышению квалификации. Среди россиян, работающих не по специальности, 41% проходили специальное обучение по новой профессии.

Институт образования Высшей школы экономики исследовал карьерные результаты выпускников, окончивших онлайн-курсы платформы «Нетология». Выяснилось, что среди тех, кто хотел сменить работу и начал ее поиски, это удалось сделать 67%. Большинству – в течение трех месяцев после обучения. Причем почти треть студентов сделали первые шаги к трудоустройству еще в процессе учебы. Работу по специальности, которую изучали на курсе, нашли 82% студентов, а 18% — по смежной специальности.

Портрет потребителя онлайн-образования, %

Источник: опрос «Нетологии» в январе 2022 года

Пол

женщины 38.9
мужчины 61.1

Возраст

18 – 24 года 13.7
25 – 34 года 25.1
35 – 44 года 28.2
45 – 54 года 19.8
55+ лет  13.2

Уровень образования 

начальное или ниже 0.7
неполное среднее 3.4
среднее 5.5
среднее специальное  20.7
незаконченное высшее, высшее 55.9
два и более высших, ученая степень  13.9

Куда деваться очникам?

Уже сегодня новые форматы обучения конкурируют с вузами в переквалификации кадров. Например, как показал совместный опрос Аналитического центра НАФИ и Universal University, 74% молодых россиян считают, что онлайн-курсы и тренинги позволяют освоить новую профессию или получить специализацию без окончания вуза, колледжа или техникума. Каждый четвертый, правда, уверен, что без вузовского образования стать полноценным квалифицированным специалистом не получится.

«Среди молодежи наблюдается высокий запрос на более гибкие и быстрые формы обучения новой профессии, а популярность учебы в вузах, колледжах или техникумах невелика. Это необходимо учитывать при разработке программ обучения и трудоустройства. Классической системе образования нужно применять лучшие практики новых форм образования», – полагает генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Формат обучения зависит от того, какую профессию выбрал студент. «Я плохо себе представляю полноценный онлайн-курс режиссуры или архитектуры с нуля, но могу представить, как обучить Concept Art или 3D Artist в онлайн полностью», – говорит управляющий партнер университета креативных индустрий Universal University, директор Московской школы кино Мария Ситковская. Успех обучения, по ее словам, зависит от того, как именно студенты будут учиться онлайн: будут это просто лекции в Zoom или полноценная система управления обучением, на которой воссоздаются индустриальные практики. «Гончарный круг в онлайн не перенесешь, поэтому мы используем онлайн как инструмент в процессе профессиональной трансформации студента, где это уместно», – добавила Ситковская.

Новые образовательные технологии стали частью нашей жизни, у них есть несомненные плюсы – например, возможность послушать лекцию знаменитого профессора или светила науки. EdTech также снижает стоимость обучения, в том числе в университетах, где немалая статья расходов – это зарплаты преподавателей. Но все же преувеличивать возможности технологий в образовании не нужно.

Автор: Кира Камнева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь