Пилотный проект реформы высшего образования

Екатерина Харченко,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию, член Правления ВЭО России, д.э.н., профессор

Тот переход в системе образования, который начался, нацелен прежде всего на качество. Сейчас идет много дискуссий на разных экспертных и профессиональных площадках о продолжительности обучения, о моделях образовательного процесса, о том, как должны трансформироваться бакалавриат, магистратура, какие должны быть ступени в образовательной модели. Но самое главное, что понимают и федеральные органы исполнительной власти, и законодатели, и экспертное, и профессиональное сообщество: фокус должен быть на качество образовательного процесса, на его практическую ориентацию.

В пилотном проекте, который сейчас запущен, участвуют 6 значимых вузов Российской Федерации: 

  1. ФГБОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта».
  2. ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)».
  3. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет МИСИС».
  4. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
  5. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет».
  6. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет».

Безусловно, для того чтобы эта вся система заработала, нужно будет внести изменения в сотни законов и в огромное множество нормативно-правовых актов, в том числе локальных документов. Эксперимент будет длиться 3 года.

Для оценки реализации пилотного проекта будут применяться три ключевых требования, главный из которых – качество преподавателей. Мы особое внимание в рамках парламентского контроля будем уделять снижению бюрократической нагрузки, чтобы за переработкой рабочих и учебных планов, рабочих программ и прочих документов не потеряли самое главное – студентов в аудитории, чтобы было время заниматься преподаванием. Второе, это качество студентов, уровень их подготовки на ступени общего образования. Тут огромный пласт работ предстоит провести по повышению квалификации педагогов, популяризации педагогического образования и популяризации математического и физического образования. И третий критерий – качество содержания образования. Мы должны делать акцент на практическую ориентацию, но при этом нельзя потерять баланс фундаментальностью высшего экономического образования и его практической ориентации.

Как я уже сказала, основной целью перехода на новую национальную систему высшего образования является существенное повышение его качества, так чтобы высококлассное образование выпускники школ могли получить не только в столице, но и в регионах. Сейчас уже начинают реализовывать программы с двойными квалификациями. Это происходит в Высшей школе экономики, в РАНХиГС запустили интересную лидерскую программу подготовки качественных государственных и муниципальных управленцев. И, конечно, мы должны ориентироваться на прогнозные потребности национальной экономики. Об этом особо подчеркнул Президент на Международном Петербургском экономическом форуме, когда дал поручение разрабатывать национальный прогноз кадровой потребности. Мы должны синхронизировать процесс подготовки кадров в вузах и действительно реальные кадровые прогнозные потребности в отраслях и сферах национальной экономики.

По мере увеличения продолжительности жизни и ускорения социальных изменений идея обучения на протяжении всей жизни абсолютизируется в том числе и для экономического образования. И сейчас молодежь уже спокойно относится к тому, что каждые 5–7 лет будет менять род деятельности, может быть, и профессию, поэтому такие модели получения двойных квалификаций в рамках одного диплома сейчас очень актуальны и востребованы.

Что касается трансформации механизмов целевого обучения. Принят законопроект о новой модели целевого обучения, и сейчас в очень плотном взаимодействии Минобрнауки, Минцифры и Минтруд дорабатывают платформу, которая интегрирует в себя функционал таких платформ, как «Работа в России», Минтруд, Госуслуги и «Поступай в вуз онлайн». С этого года закон не запустили, потому что необходимо все наладить для того, чтобы в масштабах страны обеспечить прозрачный механизм его реализации, чтобы абитуриент, вуз и работодатель на конкурсной основе могли найти друг друга. И здесь мы опускаемся опять на уровень школьного образования и говорим о необходимости усиления работы Министерства просвещения в рамках профориентации для того, чтобы школьники осознанно делали выбор профессии, в том числе и по экономическим направлениям подготовки.

В условиях взятого страной курса достижения технологического суверенитета одной из главных задач является привлечение молодёжи в сектор исследований и разработок и в высшую школу в качестве преподавателей, в том числе и по экономическим направлениям.

Хотела бы перейти к проблеме единства, единообразия и практической ориентации образовательного пространства. Одной из ключевых проблем является проблема с единой оценкой качества образования. Мы знаем ряд инструментов, мониторим качество образования в школах. Есть вопросы к итоговой аттестации, но так как нет альтернативы, речи об отмене ЕГЭ не ведется. Есть инструменты оценки качества образования на ступени среднего профессионального образования. В вузах пока такой стандартизированной единой системы оценки качества образования нет. Существует 6 аккредитационных показателей, по которым сейчас Рособрнадзор меряет качество образования, по экономическим специальностям в том числе. Где здесь видим качество образования? Есть научные степени, есть третий балл ЕГЭ, количество практиков-преподавателей и даже процент выполнения студентами тестов: более 70% должны пройти тестирование по фонду оценочных средств, которые разработали преподаватели этого же вуза.

Что же нужно сделать для трансформации системы экономического образования. Те коллеги, которые имеют большой опыт работы в системе высшего образования, помнят старый формат учебно-методических объединений, которые включали в себя вузы, помнят наличие примерных образовательных программ. Сейчас, когда мы перешли к компетентностному подходу, мы потеряли принцип «знать, уметь, владеть» – то, что раньше было прописано в рабочих программах, и те примерные образовательные программы, которые включали в себя в том числе примерные рабочие и учебные планы. Сейчас в стране реализуется 2200 образовательных программ по нашему УГСН (укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки) 38.00.00 «‎Экономика и управление«». Когда студенты хотят перевестись из Финансового университета в Высшую школу экономики или наоборот, им приходится досдавать на третьем курсе 30 дисциплин из-за разницы в рабочих и учебных планах. О каком единообразии образовательного пространства мы можем говорить?

На данный момент отсутствует единый федеральный перечень учебников и учебных пособий для использования в сфере высшего образования. И, конечно же, необходимо привлекать по-максимуму экспертное, профессиональное сообщества, научные институты.

Преподавание экономической теории нужно менять

Целью создания методологического фундамента единого образовательного пространства и формирования бесшовной экосистемы высшего образования от школы до послевузовской подготовки необходима институализация и систематизация функционалов УМО, в частности, по направлению «экономика и управление». Федеральные учебно-методические объединения могут выступить экспертной площадкой для координации процесса модернизации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по экономике, анализировать проекты перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования и внедрять механизмы, которые обеспечат разработку примерных образовательных программы высшего образования.

Нам необходимо при разработке федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения учесть возможность получения нескольких квалификаций. Мы должны разработать концепцию по преподаванию экономических дисциплин, уже есть опыт концепции по преподаванию истории, методологический фундамент для того, чтобы все преподаватели могли брать за основу и использовать ее в образовательном процессе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь