Абел Аганбегян: предложения по реформе образования

Абел Аганбегян,

заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАН


По уровню и качеству образования наша страна занимает достаточно высокое место – 29-е и 35-е соответственно. Это выше Италии, Франции, всех стран БРИКС, то есть достойное место в мире. Хотя, когда мы запустили спутник, то, по данным анализа спецслужб США, причина их проигрыша была в том, что система образования в России была лучше, чем в Америке. Это главный вывод, который они сделали. И президент Кеннеди тогда сказал, что Россия победила Америку в космосе за школьной партой. Тогда мы занимали лидирующее место в мире по образованию. На образование тогда тратилось 11% национального дохода, в США – 4%. С того момента мы пятимся назад по рейтингам. Пока спустились до 29-го и 35-го места, а в процентах к валовому внутреннему продукту образование в России занимает, по разным рейтингам, от 100-го до 120-го места в мире, немногим более 4%, из них государственные расходы – примерно 3,7%.

Еще одна характеристика образования – его эффективность. К каким результатам этот уровень и качество приводят, умеют ли люди, получившие образование, с толком его использовать, добиваться высокой производительности, эффективности, результатов? И здесь мы совсем плохо выглядим. Несмотря на наши высокие знания, мы по производительности труда вдвое с лишним отстаем от Италии, Франции, и по другим показателям эффективности тоже очень сильно отстаем.

Поэтому у нас первая задача – вернуть одно из лидирующих мест, ну хотя бы в первой десятке, по уровню и качеству образования. Для этого нужно, чтобы это образование давалось более квалифицированными людьми. У нас очень низкий уровень учителей в школе. Они получают очень низкую зарплату. В 2023 году – 45 787 рублей, при средней зарплате в первом квартале 2023 года в России 59 340 рублей. Мы – одна из немногих стран в мире, где учитель получает ниже среднего. И учителя не все имеют настоящее высшее образование, учителем можно стать и с трехлетней выучкой, и с четырехлетней. Плохо поставлено дело в повышении квалификации учителей, учителя перегружены. Многие из них для того, чтобы заработать, работают на полторы ставки. Причем вы понимаете, что средний показатель – это не медиана. 75% учителей (я называю цифры официальной статистики) имеют зарплаты до уровня средних учителей, то есть медиана там меньше, то есть нам нужно резко поднять зарплаты преподавателям: и не только в школе, но и в средних профессиональных учебных заведениях, и в вузах.

При этом для вузов крайне важно интегрировать высшие учебные заведения с наукой, что не сделано. Многие научные работники преподают в вузах, но это не интеграция. Интеграция – это когда вузы и научно-исследовательские институты работают совместно именно как учреждения, в тесной связи, где обучающиеся проходят стажировку, работают частично, обучаясь, и в исследовательском институте, и на их оборудовании, которое, конечно, на порядок выше и лучше, чем в высших учебных заведениях.

Но самая главная проблема – крайне низкая эффективность образования. Где у нас самые высокие зарплаты из всех отраслей? Без районных коэффициентов и северных льгот самая высокая зарплата в России в финансовой сфере. В специализированных финансовых организациях работает миллион сто тысяч человек. Их средняя зарплата – 132 000 в месяц, выше – только в нефтяной промышленности, но это из-за районных коэффициентов и северных льгот.

При этом худшее, что есть в нашей экономике – это финансовый сектор: и монетизация самая низкая, и доля банковских активов втрое ниже, чем даже в Китае, и доля инвестиций в валовом продукте – 17%, и финансирование жилья из общих инвестиций – 14%. В развитых странах – от 25 до 30% инвестиций, в Китае при норме инвестиций 18% из 43% инвестиций идет на жилье. И Китай по средней жилищной обеспеченности уже превзошел нас. Я не говорю уже о финансировании инноваций, оно в десятки раз ниже, чем за рубежом. Объем внебанковских фондов длинных денег – 20% к ВВП, в Европе – 120%, в Америке 200%. Просто несопоставимые данные нашей финансовой системы и зарубежной, а зарплата огромная.

И сколько людей у нас работает в Центральном банке? В 2 раза больше, чем в Федеральной резервной системе, где денег в 9 раз больше. В 3 раза с лишним больше, чем в Банке Англии, а Англия – мировой финансовый центр, несопоставимые деньги там крутятся и на биржах, биржа – в 10 раз больше нашей по капитализации. Поэтому наше экономическое образование не дает, увы, результатов.

Математика у нас – лучшая в мире, не сопоставима с Индией, например, однако Индия на 190 млрд обеспечивает США, Японию и Европу математическими программами. Главный центр мира по информационным технологиям, где больше всего инновационных фирм-единорогов – это Бангалор в Индии, где 8 миллионов человек занимается, в основном, информационным бизнесом. А где мы? Наш экспорт – 10 млрд. Вся сумма нашей информационной деятельности – 20 млрд, а если взять передачу данных, телефоны и так далее – 30 млрд. Просто совершенно несопоставимые цифры.

Дело в том, что знание – это одно, а умение – это другое. Каких знаний вы шоферу ни давайте, без стажировки он машину не поведет, хотя будет отвечать на все ваши экзамены отлично, и на тренажере вы можете сколько угодно его тренировать, но он не может сесть за руль, пока часов 40 не посидит. А если взять самолет?

А люди думают, что управлять цехом или быть мастером, или руководить участком – легче, чем управлять машиной, наверное? Достаточно просто лекции прочесть, семинары провести, экзамены принять, и он – готовый специалист. Да никакой он не специалист! Его не учили умению применить эти знания. Вот этого обучения у нас нет. У нас нет стажировки, а на Западе вам не выдадут диплом без стажировки. Если вы хотите преподавать в школе иностранный язык, достаточно бакалавриата, если хотите в старших классах преподавать, нужно кончить магистратуру, но диплом вам не выдадут – вы должны сначала пройти 305 часов занятий в какой-нибудь передовой школе под руководством ее лучших педагогов, и только после того как вы пройдете такую аттестацию, вы получите диплом.

По многих специальностям США диплом не выдают, пока вы не проработаете несколько лет в должностях, которые обеспечат вас опытом. Недостаточно высшего образования, чтобы преподавать, например, в государственной школе иностранный язык. В Америке есть специальные степени. Например, SPA, (certified public accountant). Нельзя быть финансовым директором или главным бухгалтером в крупной фирме без SPA. Это 2 года учебы, 4 экзамена по 4 с половиной часа каждый. Проходит его 15% из 100% претендентов. Можно понять, что это за экзамены. Их финансовые директора по знаниям несопоставимы с нашими совершенно, и главные бухгалтеры тоже. Нам нужно подумать над тем, как перенять эту западную систему, как включить в образование умения.

Что касается финансирования, то нам нужно поставить какие-то задачи. Хотя бы 6% на образование к 2026 году и хотя бы 8% от валового продукта на образование к 2030 году.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь